Найти тему
Фёдор Тенин

Разрушенный институт дальней радиосвязи. Показываю, каким он был

В годы Первой мировой войны в помещениях одного из предприятий возле Преображенской площади разместилась мастерская по ремонту повреждённых на фронте автомобилей. Вскоре произошла Октябрьская революция. Пришедшие к власти большевики национализировали здание автомастерской, доселе принадлежавшее банкиру Павлу Рябушинскому. В 1920-м году мастерская стала «Четвёртым государственным авторемонтным заводом». После объединения с Броневым автомобильным заводом, находившимся на улице Матросская Тишина, предприятие получило название «Второй автобронетанковый ремонтный завод». В 1929-м году был образован «Завод №2 Всесоюзного автотракторного объединения». Со временем специализацией завода стал выпуск лёгких танков. В его цехах производились танки Т-27, плавающие танки Т-37А и Т-38. В 1939-м году завод получил название «Завод №37 имени Серго Орджоникидзе» и приступил к выпуску танков Т-40. Вскоре после начала войны на предприятии стали делать танки Т-60. Осенью сорок первого года немцам удалось вплотную приблизиться к столице. Московские производства спешно переезжали в восточные регионы страны и завод №37 был эвакуирован в Свердловск. Недолго пустовала его московская площадка, уже в январе сорок второго года, в неотапливаемых корпусах, не обладая достаточным количеством оборудования, оставшиеся рабочие занялись ремонтом советской и трофейной военной техники. Через несколько месяцев станки и коллектив предприятия в Свердловске были присоединены к местному заводу «Большевик». Название «Завод№37» возвратилось в Москву. В 1943-м году работники тридцать седьмого завода начали выпуск самоходной артиллерийской установки СУ-76И, созданной на базе немецкого танка Panzerkampfwagen III.

В первые годы после окончания войны завод на Преображенской площади производил широкий спектр оборудования, необходимого для налаживания мирной жизни: узлы для морских и речных судов, запчасти для паровозов, автопогрузчики, эскалаторы для Московского метро. В 1949-м году предприятие вернулось к своему изначальному военному назначению, но отныне специализировалось на более высоких технологиях - радиолокационных станциях. За десятилетия, прошедшие со времён начала Холодной войны, здесь было разработано множество систем, охранявших небо Москвы и других крупных городов Советского Союза. В семидесятые годы это закрытое учреждение получило новое название НИИДАР, что расшифровывается как Научно-исследовательский институт радиосвязи.

-2

С 2014-го года помещения НИИДАРа в основном сдавались в аренду коммерческим организациям. То, что осталось от института, переехало в Зеленоград. Территория возле станции метро «Преображенская площадь» отдана под строительство нового жилого комплекса. К июлю 2022 года большинство зданий снесены. Частично сохранились лишь те, что видны с площади возле метро, но и они скоро будут разрушены. У меня осталось примерно пятьдесят фотографий ещё существующего института и в этой статье я покажу, как он выглядел несколько месяцев назад. Он не был исторической достопримечательностью или архитектурным шедевром, но всегда играл важную роль в жизни района Преображенское. С его разрушением ещё одна частичка советской Москвы уходит в прошлое.

-3

Высотный корпус института. Построен в 1973-м году в стиле советского модернизма.

-4

Парковка перед воротами.

-5

Эта фотография сделана вскоре после начала сноса. Насколько я знаю, в настоящий момент корпус укоротили более чем наполовину.

-6

Перед забором, со стороны Краснобогатырской улицы, располагался симпатичный розовый домик промышленного назначения. Он появился ещё в 1916-м году и был снесён одним из первых.

-7

Позади домика стоял дореволюционный заводской корпус.

-8

Краешек дореволюционного корпуса виден справа.

-9

Здание компрессорной. Снесено.

-10

Оно же при свете дня.

-11

Корпус механического цеха, сохранившийся со времён «Второго завода Всесоюзного автотракторного объединения». Возведён в стиле конструктивизма в 1930-м году. Полностью разрушен.

-12

Человек без лица отдыхает на крыше механического цеха.

-13

Индустриальные задворки рядом с выходом на Краснобогатырскую улицу. Зачищены.

-14

Пятиэтажное здание, построенное в 1985-м году. Со стороны Первой улицы Бухвостова ещё стоит его парадный фасад, но задняя часть уже разрушена.

-15

Трёхэтажный корпус кузнечного цеха, построенный в 1931-м году. Снесён.

-16

Над выходом из метро нависает массивное сооружение, прикрытое огромным баннером с пейзажами Восточного административного округа. Под полотном скрыта стеклянная поверхность, подобная той, что имеется на соседней высотке.

-17
-18
-19

Все организации уже выселены из здания, но оно ещё стоит.

-20

Выбитые окна в кирпичном здании напротив станции метро «Преображенская площадь».

-21

Рядом с уже показанным корпусом восемьдесят пятого года постройки расположена значительно более старая котельная. Её пока ещё не снесли.

-22

Вытянутое здание заводоуправления появилось в тридцатые годы. Пока ещё стоит.

-23

А вот корпуса на этой фотографии на сегодняшний день полностью разрушены.