Соцреализм — это новый подход к живописи молодого советского государства, задачей которого было создать образ идеального человека-труженика, нести в массы идеи коммунизма и укрепления государства. Такой творческий подход даже был одобрен на государственном уровне на съезде партии 1932 года.
Этот стиль весьма узнаваем: колхозники в поле, рабочие за станком, марши в честь Первомая, пионеры и руководители страны с народом. Все картины светлые и добрые, люди счастливы и горды своей причастностью к созданию нового государства. Самый узнаваемый пример такого творчества — рабочий и колхозница, ставшие символом советской эпохи.
Задачи и методы
Руководство страны видело цель такой живописи и скульптуры в том, чтобы люди почувствовали гордость за жизнь в лучшей стране мира. Поэтому и основным заказчиком выступало именно государство, а значит была строгая цензура.
Произведение должно было быть:
- простым и понятным любому человеку;
- прямолинейным, без символов и сложных метафор;
- иметь идейную окраску: подвиг народа во имя светлого будущего.
Конечно, художникам приходилось приукрашивать действительность, но это того стоило: вожди на полотнах были сильными положительными личностями, за такими готовы были идти массы, счастливые рабочие и колхозники с удовольствием и не ради денег работали на благо всех в стране. Как это не удивительно, но в соцреализме даже присутствовала обнаженная натура, один из основателей стиля Дейнека не раз создавал холсты с подобными сюжетами, но они вписывались в каноны стиля.
Жанры соцреализма
Живопись в рамках соцреализма также делилась на несколько жанров:
- тематические;
- исторические;
- пейзаж;
- портреты.
Тематические сюжеты часто противопоставляли тружеников и эксплуататоров: рабочий был светлым и красивым образом, коммунист сильным и статным, а вот враги всегда были темными, с отталкивающими чертами. Среди тематических полотен были популярны стройки века. Так, индустриализация была важнейшей задачей СССР.
Исторические сюжеты прославляли великую и славную историю русского народа. Пейзаж превозносил красоту природы. В портретах было основным показать величие особо заслуженных представителей народа, причем для доходчивости давались понятные и подробные названия полотнам, чтобы простой человек легко понял, что именно там происходит. Главным во всех полотнах был масштаб, стабильность и уверенность в будущем.
СССР нет, а соцреализм жив
Современные российские и не только российские художники сохраняют историю и традиции такого подхода к живописи. Например, в 2009 году в Москве состоялась выставка корейских живописцев из КНДР. На этих полотнах каждый видел весьма знакомые сюжеты, но только с восточным колоритом и лицами.
В некоторых странах бывшего соцлагеря сохранились музеи социалистического реализма, например, в Болгарии. Некоторые говорят, что картины преподают историю страны лучше любого преподавателя.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!