Найти тему
Подвал Истории

XXVII. Обманутый маркиз и ослепительная маркиза Монтеспан

Итак, Монтеспан уехал, взяв своего сына Луи-Антуана к своей дочери Мари-Кристине в Боннефон, где о них заботилась его собственная мать.

Ходили необоснованные слухи, что ему в пути помогли денежной суммой, чтобы выплатить его непомерные долги. И, несмотря на это, Монтеспан никак не мог успокоиться уже в собственном доме. Он приказал снести ворота замка на том основании, что рога на его голове слишком большие и мешают ему пройти.

Мари-Кристин, Луи-Антуан, старая маркиза и все слуги были вынуждены участвовать в похоронном зрелище с каретами, задрапированными черным, где Монтеспан объявил, что его жена отныне мертва для него.

Кадр из фильма "Анжелика и король" 1966 г. Франция. В роли маркизы де Монтеспан Эстелла Блейн
Кадр из фильма "Анжелика и король" 1966 г. Франция. В роли маркизы де Монтеспан Эстелла Блейн

Вернувшись ко двору, Атенаис была далеко не мертва и даже, в отличие от бедняжки Жюли де Монтозье, совсем не разбита. Но она очень беспокоилась. Настоящая причина мгновенного угасания ее вечно сияющей красоты была в том, что она ждала ребенка. Атенаис, вероятно, забеременела в конце июня и знала о своей беременности во время ужасных проклятий Монтеспана.

Очевидно, что ее состояние должно сохраняться в секрете, поскольку Монтеспан был и оставался ее законным мужем. Это означало наличие скверной возможности Монтеспана назло любовникам заявить, что ребенок по закону принадлежит ему. Мода и собственная предприимчивость пришли ей на помощь. Атенаис разработала метод маскировки по мере того, как ее фигура расцветала: она носила все более и более свободные платья, известные как «простое дезабилье».

Ребенок родился в конце марта. Были приняты меры, чтобы рождение произошло таким же тайным образом, как это было с Луизой. Атенаис поселилась в маленьком домике на улице Эшель, недалеко от Тюильри. Через три месяца фаворитка снова забеременела.

Как сухо заметил Сен-Морис: «Дама чрезвычайно плодовита, и ее порох загорается очень быстро».

Эта рутина беременности не помешала маркизе вести роскошный образ жизни. Она также решила обеспечить свою семью Рошешуар. Атенаис, в отличие от Луизы, была жадна до всего, что жизнь или, скорее, король мог дать ей. Она была в долгу перед собой, а король перед ней. Как и Версаль, она была дорогой — и великолепной.

Кадр из фильма "Анжелика и король" 1966 г. Франция. В роли маркизы де Монтеспан Эстелла Блейн
Кадр из фильма "Анжелика и король" 1966 г. Франция. В роли маркизы де Монтеспан Эстелла Блейн

Апартаменты Атенаис отличались наличием различных питомцев, не только птиц, но и более необычных домашних животных, таких как козы, ягнята, свиньи и даже мыши, которым она позволяла бегать вокруг себя, от чего другие дамы приходили в неописуемый ужас.

Она обожала цветы и нашла идеальный выход для своей природной экстравагантности. Атенаис наняла двенадцать сотен садовников в Кланьи и за один сезон посадила восемь тысяч нарциссов — недешевое предприятие. Частью ее жадности или, по крайней мере, ее расточительности было также наслаждение едой и питьем, что, возможно, было неблагоразумно для члена семьи, в которой имелся такой толстяк, как маркиз де Вивонн.

Другой областью удовольствия для Атенаис были любовные утехи. Приближалось тридцатилетие Людовика (5 сентября 1668 г.). Он, конечно, не показывал никаких признаков изменений, которые он обещал четырьмя годами ранее, скорее наоборот, остепениться ему не удавалось, да он этого и не хотел. Мария Тереза все так же проливала слезы в свои батистовые подушки.

Кадр из фильма "Анжелика и король" 1966 г. Франция. В роли маркизы де Монтеспан Эстелла Блейн
Кадр из фильма "Анжелика и король" 1966 г. Франция. В роли маркизы де Монтеспан Эстелла Блейн

Публичное лицо Атенаис теперь было ослепительным, самой яркой звездой в галактике, окружавшей Короля-Солнца, тем, для кого он, сам того не зная, жаждал довести до совершенства свой образ в мире в целом (если не мира католической церкви). Ее второй ребенок от короля, мальчик по имени Луи-Огюст, родился в конце марта 1670 года.

Он оказался умным, сообразительным и забавным, как и его мать; в отличие от Атенаис, он не был физически совершенен, поскольку родился с одной искривленной ногой, из-за чего ему было очень трудно научиться ходить.

Очевидно, нужно было уделить должное внимание этим тайно прижитым детям, даже если они пока не могли появляться при дворе — поведение Монтеспана все еще не забылось, а юридическая ситуация не изменилась. Выходом, несомненно, была гувернантка, женщина хорошего, но не знатного происхождения, известная своей добродетелью, а не гламуром, тем не менее умная и привлекательная, кто-то, кто мог бы вдохновлять детей – и кто-то осторожный.

Невольно выбор Атенаис пал на ее подругу Франсуазу д'Обинье, вдову Скаррон. Она понятия не имела — никто не имел, и уж тем более сама Франсуаза, — куда приведет ее новый путь этой скромной тридцатипятилетней вдовы.

Маленький хромой мальчик Луи-Огюст был передан мадам Скаррон вскоре после рождения. Она стояла в ожидающей карете и принимала в свои объятия священное доверие.

#наука #история #короли #любовь #литература #искусство

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: