Сколько и как мы забываем, измерил еще в позапрошлом веке немецкий экспериментальный психолог Герман Эббингауз. Через час после изучения материала в памяти остается 60% информации, через 10 часов — 35%, через шесть дней — 20%, а позднее — не более 10%. Можно ли снизить потери данных? Да — если правильно рассчитать три фактора: дозировку информации, продолжительность ее изучения и частоту повторений. Простой алгоритм, основанный на нейрофизиологических механизмах работы памяти, предлагает доцент МФТИ Ксения Соловьева.
- Не пытайтесь выучить все сразу. Так вы рискуете не запомнить вообще ничего. Объем рабочей памяти у мозга ограничен, поэтому он постоянно перезаписывает в ней данные. Чтобы новая информация не стирала предыдущую, разбейте материал на небольшие блоки, которые можно изучить за 30-40 минут. И не занимайтесь дольше 4-5 часов в день.
- Делайте микроперерывы, чтобы ускорить усвоение информации. Исследования показывают, что во время 10-секундных пауз нейроны в гиппокампе и коре мозга воспроизводят те же паттерны активности, что и в процессе обучения, но только в 20 раз быстрее. И чем больше таких повторений производит мозг, тем лучше и быстрее мы обучаемся. В перерыве лучше всего расслабиться и закрыть глаза. Зрение отнимает у мозга гигантские 30% ресурсов. И закрывая глаза, вы на время отключаете эту прожорливую программу, высвобождая мощности для другой работы.
- Повторяйте материал не только в момент изучения, но еще три раза на критических этапах запоминания:
- через 2-3 часа, когда выученная информация сохраняется в кратковременной памяти гиппокампа;
- на следующий день, когда информация передается на длительное хранение в корковые отделы мозга;
- и через неделю, чтобы закрепить результат.
Чтобы повторение было эффективным, используйте небольшую хитрость: с каждым разом сокращайте время воспроизведения. Это поможет удержать внимание. ПОДРОБНЕЕ