Найти в Дзене
Город на память
Подписаться

«Город на память». 519. Яуза. Институт пути

15 ноября 2019 года/

За последние несколько лет берега Яузы стали гораздо привлекательнее для прогулок: сейчас на участке Медведково - Свиблово с трудом можно найти хоть какие-то руины, напоминающие о животноводческом карантине ВДНХ или прибрежных гидролабораториях Института пути, а заброшенный железнодорожный мост Бескудниковской ветки переделан в пешеходный.

Смотрите старые фотографии: Яуза среди огородов и пастбищ. 1930-1960 гг.:

1930—1960 Панорама Храма Покрова Пресвятой Богородицы

Смотрите старые фотографии: Яуза среди сараев и гаражей. 1984 год:

1984 Заповедная улица

Обе эти фотографии сделаны примерно в одном и том же месте, но в разные годы. Вдали виднеется Медведково, а фотографы снимали с возвышенности, на которой располагается жилой городок Института пути.

В ходе благоустройства берега стали общественным парком с пешеходными и велосипедными дорожками.

-2

Река Чермянка – правый приток Яузы. Исток Чермянки расположен в Мытищинском районе Московской области, а десятикилометровый участок по столице река проходит то в открытом течении, то спрятавшись в подземный коллектор. Река сильно загрязнена хозяйственно-бытовыми сточными водами, нефтепродуктами и солями железа.

-3

Место впадения реки Чермянки в Яузу

Смотрите старые фотографии: Впадение Чермянки в Яузу. 1963 год:

1963 Впадение Чермянки в Яузу

-4

Арт-объекты – «парящие» конструкции, оплетённые лозой, созданы в мастерской Николая Полисского в Никола-Ленивце. Местные жители не оценили креатив и сравнивают произведения ландшафтного дизайна с «червяками» или «какашками».

-5
-6
-7

Сохранившаяся деревянная опора линии электропередачи, ведущая в село Медведково.

-8

Яузская плотина сооружена в 1960–1070-х годах для поддержания уровня воды в реке Яузе.

-9
-10
-11
-12
-13
-14

Большая территория по правому берегу находилась в ведении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (Выставки достижений народного хозяйства) и использовалась в качестве карантина для сельскохозяйственных животных. Перед демонстрацией в павильонах выставки все коровы, лошади, овцы, домашняя птица и прочая живность проходили обязательный ветеринарный карантин и экспертизу породных качеств.

Смотрите старые фотографии: Карантин ВДНХ. 1957-1962 гг.:

1957—1962 Территория НИИ ТП

Снимок сделан со строящихся корпусов НИИ точных приборов, за коровниками течёт Яуза, а на горизонте – городок Института пути.

В постсоветский период ВДНХ трансформировалась в торговый центр ВВЦ и потерявшие актуальность карантинные строения оказались заброшены или снесены. Это место облюбовали бездомные, гастарбайтеры, наркоманы и другие маргинальные персонажи, здесь же водились стаи диких собак. В наши дни от строений бывшего карантинного участка ничего не сохранилось.

-15
-16
-17

На левом берегу Яузы горожане любят отдыхать вокруг овального пруда, который называют по-разному: Кольский, Тенистый, «Холодок», «Рубль», а чаще просто – Пруд. Купаться в нём запрещено.

Смотрите старые фотографии: Пруд «Холодок». 1985 год:

1985 Пруд «Холодок»

-18

Пруд выкопан в 1962 году для испытательного комплекса гидролаборатории ЦНИИС – Научно-исследовательского института транспортного строительства (Научно-исследовательского института путей и строительства НКПС СССР), также известного под коротким названием Институт пути. Вокруг водоёма были смонтированы стенды для испытаний оборудования, в том числе земснаряд (устройство для перекачивания размягчённого грунта по трубопроводу) производительностью 600 кубометров в час.

С начала восьмидесятых годов оборудование с пруда стали демонтировать и вывозить, но ещё долго местные пацаны лазали по заброшенным тюбингам, коллекторам и вышкам, пока остатки конструкций не отправились на металлолом. О бывшей гидролаборатории напоминает кирпичной здание котельной и несколько бетонных плит в парке.

-19
-20
-21
-22

На месте испытательного полигона выросли кварталы многоэтажных домов, в зелёной зоне на берегу Яузы открылся стадион «Свиблово». Впрочем, стадион был здесь и раньше, он относился к Институту пути, а в 2007 году передан под физкультурно-оздоровительный комплекс РГСУ и огорожен забором.

Смотрите старые фотографии: Стадион ЦНИИС и строительство школы № 1138. 1962-1963 гг.:

1962—1963 Тенистый проезд. Стадион ЦНИИС

-23
-24
-25
-26
-27

Пешеходный мост над Яузой – безымянный железнодорожный мост Бескудниковской ветки, построенный в 1900 году. С этим мостом связаны некоторые загадки: есть мнение, что изначально мост находился чуть севернее и в советское время с непонятной целью перенесён на нынешнее место. Исчезли следы и каменно-деревянной плотины на Яузе, возле которой на левом берегу стояло водоёмное здание, подававшее воду в тендеры паровозов. Иногда Бескудниковская ветка упоминается как БЛСВ – в аббревиатуре зашифрованы буквы названий конечных станций Бескудниково и Лосиноостровской.

Бескудниковская ветка изначально была частью железнодорожной линии от Москвы на Савёлово, которая строилась в конце XIX века по инициативе Саввы Мамонтова, акционера и директора общества Московско-Ярославской железной дороги и известного мецената. Движение открылось в 1900 году, причём поезда поначалу следовали от Ярославского вокзала и от станции Лосиноостровская и лишь спустя два года был сооружён Савёловский вокзал.

После того как Савёловский вокзал стал обслуживать основное направление, а в 1908 году была введена в эксплуатацию Московская Окружная железная дорога, ветка между станциями Лосиноостровская и Бескудниково оказалось мало востребованной. Её второе рождение состоялось в 1930-е годы, когда открылся Институт пути (ЦНИИС) и на ветке стали проводить испытания новых поездов. В частности, здесь обкатывали первые советские пригородные электрички, а мост через Яузу оборудовали датчиками предельной нагрузки. При Институте пути и Экспериментальном заводе ЦНИИ МПС были оборудованы депо и тупики с локомотивами, вагонами-лабораториями и путевыми машинами.

-28
-29

В годы Великой Отечественной войны на левом берегу Яузы базировалась 21-я батарея 176 зенитно-артиллерийского полка, оснащённая прожекторами и звукоулавливателями. Первый массированный налёт на Москву немцы предприняли в ночь с 21 на 22 июля 1941 года, когда 250 бомбардировщиков с разных сторон вторглись в воздушное пространство Московской зоны ПВО. В этом бою люфтваффе потеряло 22 самолёта, из них два на счету зенитчиков 176 полка. Прожекторы выхватывали цель в ночном небе, а артиллеристы открывали огонь из 76- и 85 миллиметровых зенитных орудий.

Смотрите старые фотографии: Работы возле моста Бескудниковской ветки. 1942 год:

1942 Работы у моста через Яузу в районе Института пути

Смотрите старые фотографии: Электропоезд ЭР2-523 у моста через Яузу. 1982 год:

1982 Электричка у моста через Яузу

К 1955 году Бескудниковская ветка была электрифицирована на всех участках и началось регулярное пассажирское движение по маршруту Лосиноостровская – Дзержинская – Институт пути – Отрадное – Слободка – Бескудниково. По ветке курсировали четырёхвагонные, а иногда и шестивагонные электропоезда, а также перевозились грузы, в том числе по ответвлению в Ватутинскую промзону и по ответвлению в сторону ВСХВ (ВДНХ). Так как ветка была однопутной, на ней, как правило, в челночном режиме работал один поезд модификации ЭР-2.

С развитием сети наземного общественного транспорта и строительством метрополитена отпала надобность в Бескудниковской железнодорожной ветке, которая пересекала городские улицы, создавая ненужные сложности на переездах. Первым закрытым участком оказался перегон Лосиноостровская-Дзержинская, по причине плохого состояния путей электрички стади двигаться очень медленно, а к 1987 году движение прекратилось по всему маршруту. На месте демонтированных путей выросли жилые кварталы и лишь мост через Яузу напоминает о железной дороге дореволюционной постройки.

-30

Сохранившаяся опора подвески контактной сети на улице Декабристов стала частью краеведческого уголка, посвящённого Бескудниковской ветке. По мнению дотошных экспертов, фрагмент рельсов установлен не исторично, а поперёк реальной трассы, зато паровозик смотрит в правильном направлении.

-31
-32
-33
-34

После закрытия движения мост ещё в конце восьмидесятых приглянулся пацанам как место для разборок между районами, например, Свиблово vs.Отрадное. Вероятно, Евгений Кемеровский слышал про эти истории и снял здесь эпизод клипа «Братва, не стреляйте друг в друга». Остатки взорванного по сценарию клипа автомобиля ещё долго лежали на мосту. Городские власти не интересовались судьбой исторического моста, жители новостроек на свой страх и риск проходили над Яузой по ржавому металлу и сгнившим шпалам.

Смотрите старые фотографии: Мост Бескудниковской ветки с демонтированными рельсами. 2000 год:

2000 Бывший ж/д мост Бескудниковско-Лосиноостровской соединительной ветки через р. Яузу

-35

В 2006 году после долгожданного ремонта мост стал пешеходным.

-36

Асфальт положен прямо на шпалы.

-37

В левой части снимка – участок старого русла Яуза, не засыпанный при спрямлении.

-38

Благоустройство прибрежной территории вдоль Тенистого проезда

-39
-40

Окрестности Института пути примечательны большим количеством хвойных деревьев.

-41

С 1935 года Институт пути занимается проектированием мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и гидротехнических сооружений. Среди недавних разработок ЦНИИС – Живописный мост в Крылатском, Парящий мост в парке Зарядье, стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге и другие сложные объекты. В советские годы институт занимал обширную территорию в пойме Яузы, со стороны города Бабушкин к нему вела Институтская улица, от станции Лосиноостровская подходила железнодорожная ветка. Для сотрудников был построен городок, который так и назывался – Институт пути.

Смотрите старые фотографии: Главный корпус Института пути и памятник Сталину. 1940-1960 гг.:

1940—1960 Главный корпус ЦНИИС

-42

Игарский проезд, 2 – Научно-исследовательский институт путей и строительства НКПС СССР, главный корпус (1934)

-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50

Ивовая улица, 2 – Лабораторный корпус ЦНИИС (1956)

Смотрите старые фотографии: Мост и тоннельная лаборатория. 1968-1975 гг.:

1968—1975 Ж/д мост через р. Яузу

Смотрите старые фотографии: Лаборатория контактной сети. По мосту проходит электричка. 1970-1980 гг.:

1970—1980 ЦНИИС - корпус лаборатории контактной сети

-51

Здесь проходила Бескудниковская ветка, а чуть дальше электрички останавливались на станции Институт пути.

-52

Смотрите старые фотографии: На платформе станции Институт пути. 1978 год:

1978 На платформе станции Институт пути

Сейчас на месте платформы и железнодорожных путей стоят в два ряда гаражи возле дома № 13 в Игарском проезде.

Смотрите старые фотографии: Вересковая улица, 1. 1950 год:

1950 Вересковая ул., дом №1

Первый кирпичный жилой дом в посёлке Институт пути построен в 1932 году. Снесён.

Несмотря на масштабные перемены и новую застройку района Свиблово, некоторые исторические корпуса и общественные здания 1930-1950-х годов сохранились до наших дней.

-53

Ивовая улица, 1к1 – клуб (1934), здание сильно перестроено.

-54

Вересковая улица, 6 – баня (1936), сейчас – сауна-бар «Гусарский дворик»

-55

Ивовая улица, 5 – жилой дом (1955)

-56

Вересковая улица, 12к2 – жилой дом (1953)

-57
-58

Вересковая улица, 4 – жилой дом (1950)

-59

Вересковая улица, 5 – жилой дом (1936)

-60

Тенистый проезд, 6 – жилой дом (1960). Жильцы ожидают переселения по программе реновации, стартовая новостройка запланирована во дворе этого дома. А всего в институтском городке 10 домов вошли в программу улучшения жилищных условий.

Продолжение следует...

-61

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
-62

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:

Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #архитектура #история #яуза #окраина #прогулкапомоскве #свиблово #институтпути