Найти в Дзене
ИНОСМИ

TNI: демократия в США стала хрупкой и зависит от человека во главе страны

Учения для гражданского населения в Одессе
Учения для гражданского населения в Одессе

The National Interest (США)

Гидеон Рахман (Gideon Rachman)

Боевые действия на Украине – это трагедия и большая опасность. Но это и огромная геополитическая возможность для США.

Господствующей геополитической тенденцией XXI века был неуклонный упадок американской гегемонии и эрозия однополярного мира, ненадолго появившегося после окончания холодной войны. Но неудачи России на поле боя и решительный и эффективный дипломатический ответ администрации Байдена дали Америке шанс остановить эту тенденцию – а, возможно, и обратить ее вспять.

С 2000 года мировую мощь и престиж США подорвал целый ряд событий: 11 сентября, две неудачные войны в Ираке и Афганистане, глобальный финансовый кризис, начавшийся на Уолл-стрит, приход к власти Дональда Трампа, восстановление российской мощи и неумолимый подъем Китая.

Мысль, что США и Запад вообще находятся в необратимом упадке, стала стержневой как в российском, так и китайском официальном дискурсе. Владимир Путин не раз провозглашал, что западный либерализм устарел. А Си Цзиньпин постоянно твердит, что Восток поднимается, а Запад, наоборот, хиреет.

Путинский авторитарный стиль руководства собрал поклонников по всему миру еще до начала украинской спецоперации. В его фан-клуб записались Мухаммед ибн Салман из Саудовской Аравии, Родриго Дутерте на Филиппинах, Виктор Орбан в Венгрии – и даже Трамп, который назвал Путина «стратегическим гением» всего за несколько дней до начала боевых действий на Украине.

Однако то, как идёт путинская кампания, ослабит престиж России и ее лидера. США и ЕС, напротив того, продемонстрировали, что «загнивающий» западный союз по-прежнему грозен – когда пробудится. Благодаря господству доллара США выключили Россию из мировой финансовой системы. Даже китайские технологические компании опасаются поставок в Россию, ведь иначе им грозят вторичные американские санкции. Превосходство поставленных украинцам западных военных технологий также было продемонстрировано на поле боя.

Все это важный сигнал не только России, но и Китаю. Прямые сравнения между США и Китаем в последние годы казались весьма обнадеживающими для Пекина: на сегодняшний день Китай – крупнейший в мире производитель и экспортер и обладатель крупнейшего в мире военно-морского флота и валютных резервов. Но у Китая, в отличие от США, нет столь обширной сети союзников. Сравните Китай с США, ЕС, Японией и Южной Кореей, и соперничество уже не кажется равным. Оказывается, в понятие «Запад» входят и передовые демократии Азии. И особенно уместен этот посыл на фоне украинского кризиса.

В отличие от администрации Трампа, Белый дом Байдена понимает, насколько важны союзники, и упорно работает, чтобы удержать их на своей стороне. Главная цель Америки на ближайшие несколько лет – сплотить единство союзников, продемонстрированное украинским кризисом. Необходимо выработать совместный подход и предложить общие меры в ключевых областях – технологические стандарты, финансы и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Да, текущий момент в истории предлагает уникальную возможность восстановить глобальное лидерство США вокруг возрожденного западного альянса, но есть и очевидные опасности. Давать отпор отчаявшейся ядерной державе — дело щекотливое и опасное.

Но главная угроза возрожденному мировому лидерству США – у них дома. Редко когда американская демократия была более хрупкой, чем сегодня. Если Дональд Трамп вернется в Белый дом благодаря теориям заговора и этническому национализму, ЕС будет потрясен, и у западного альянса вновь возникнут серьезные проблемы.

Гидеон Рахман – главный иностранный обозреватель The Financial Times

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются