Пересмотреть фильм «Аннигиляция» (2018) мы решили потому, что продолжаем каталогизацию сумрачных кино-объектов, в частности, рассматриваем проблему маяка как мрачной локации. В этом фильме маяк не просто нечто пугающее, а прямо-таки средоточие «внешней тьмы».
Надо отметить, что истории про «проклятые территории» («нехорошие места») знал ещё фольклор разных времен и разных народов, хотя в итоге сюжеты про «аномальные зоны» всё-таки восходят к «Пикнику на обочине» братьев Стругацких.
Именно по этой причине многие обозреватели говорили о том, что, дескать, в «Аннигиляции» чувствуется воздействие «Сталкера» и, может быть, отчасти «Прибытия» (2016). Хотя на самом деле, на «подкорке» этого фильма читается сюжетное влияние фантастического триллера «Жена астронавта» (1999).
В остальном это сплошная импровизация «на заданную тему». А именно, проблема некой таинственной территории, на которой происходят не менее таинственные вещи. Точнее говоря, из посланных туда экспедиций никто обратно не вернулся. Интригует? Ещё как!!!
Поэтому попытаемся взглянуть на данную кинокартину именно сквозь призму этой проблемы. Надо отдать должное режиссеру Алексу Гарленду («Из машины») за то, что он категорически изменил принципы восприятия аномальных зон.
Мы привыкли к тому, что это нечто мрачное, наполненное тёмной злобой, а потому предельно опасное для любого человека. В указанном случае «область мерцания» более напоминает видение в хлам укуренного хиппи. Эта территория наполнена яркими цветами и сочными красками. Будто бы «пришельцы» перед прибытием на Землю познакомились с альбомом репродукций импрессионистов.
Впрочем, подобная причудливая красота не отменяет опасности. Она чувствуется уже в цветочных фигурах, которые весьма напоминают человеческие. А явление «говорящего» медведя напоминает не столько сказку, сколько кошмарный сон. К слову о сказках и байках, олень с рогами, которые проросли причудливыми бутонами и листьями, вызывает в памяти истории барона Мюнхгаузена.
Итак, в части боди-хоррора и био-панка фильм сделал явный рывок вперед. Опять же «внешняя тьма» не обязательно должна быть представлена всякого рода склизкими ксеноморфами и зубастыми хищниками. Хотя её красочность не отменяет ощущение внутреннего омерзения – достаточно вспоминать эпизод с останками человека, превращенными в мшисто-коралловую «фреску» на стене пустого бассейна.
Впрочем, в фильме есть существенный недостаток. Это полная бессмысленность действий американских военных. Ни оцепления «территории мерцания», ни «каботажной разведки» в стиле коротких рейдов на её территорию. Пропала экспедиция? Давайте пошлем новую!!! И эта пропала? Не беда – направим ещё одну группу.
Принимая во внимание, что сфера аномалии, хотя и неспешно, но неуклонно увеличивалась, это должно было быть расценено как проявление агрессии. Что подобных в случаях делают янки? Правильно!!! Запускают бомбу (вспоминайте «Эволюцию»). А гражданочки в обычном камуфляже, которые даже не озаботились проблемой изучения воды на возможно зараженной территории – это, конечно, сильно…