Ты приезжаешь в неведомое село в какой-то совсем-совсем глубинке, куда и дороги-то современного качества нет. Где трава по пояс, где воздух, как мёд. Думаешь что впереди одна лёгкость и развлечение для глаз и души, а оказываешься вдруг в храме древнем и таком живом, что не забыть его теперь в череде уже виденных и тех, что не раз ещё увижу.
Почему так случается? Цепочка незначительных событий удлиняется и приводит тебя в нужное время в нужное место…
Недавно я рассказывала о людях-энтузиастах и об орловских рысаках в селе Троицком под Угличем. Вам могло показаться, что эти люди и лошади — лучшее, что есть в Троицком. Но, знаете, есть нечто и некто много выше любой земной суеты, и то утро началось совсем не упряжками прекрасных лошадей и не пирогами с рыбой. То утро началось здесь.
Древняя Свято-Троицкая церковь в селе Троицкое Угличского района Ярославской области. Прежде называлось оно село Троицкое, что на реке Устье. У входа в храм на стене табличка:
Храм Святой Троицы на реке Устье
Памятник истории и архитектуры
Основан в 1492 г.
В 1548 г. воздвигнут храм-башня (ныне летняя церковь)
В 1784-1787 г.г. сооружена зимняя церковь и колокольня
В 1929 г. храм спасен троицкими женщинами от закрытия
При этом официальная история храма куда скромнее:
Основан в 1780 г.
Храм не закрывался в советское время
Ни первому, ни второму варианту точных документальных свидетельств нет, но такая в этой церкви ощущается намоленность, так дышит она историей... Простой историей, той, что без пафоса и роскоши убранства, без громких имён священства. Той, в которой служить молебен священник не приезжает с помпой, а приходит пешком из соседнего села.
Увидела — и дрогнуло... Наше ли время? Не картину ли вижу написанную? Да нет, 21 век, цифровое фото, вот он и палец на кнопке. А вижу непрерывность и неизменность истинно русского духа.
В общем, верю я всему, что сказано было о Свято-Троицком храме известным ярославским краеведом В. Буряковым:
1492 г. - монах Угличского Покрово-Паисиевского монастыря прп. Вассиан основал на этом месте Свято-Троицкую обитель и построил деревянную церковь.
Обитель быстро начала богатеть благодаря выгодному положению неподалеку от торгового тракта Углич - Ростов, и уже в 1548 г. здесь была построена круглая кирпичная церковь - храм-башня.
Когда волна насилий и грабежей эпохи Смуты захлестнула Ростовские и Угличские земли, монастырь исчез. В 1609 г. тушинцы «до трехсот человек побиша мечем и монастырь весь ненавистно разграбиша и соборную церковь…, и святыни всей поругашася..., и гробницу преподобного ободраша». Но церковь, видимо, восстановили, превратив в приходскую. В таком виде она простояла, как считается, еще полтора столетия.
К концу XVIII в. рост приходского населения и то, что старое здание было холодным и не отапливалось, вынудили прихожан организовать новое строительство. «Генеральным спонсором» и инициатором выступила троицкая помещица Анна Ивановна Перхурова. Строительство началось в 1784 г. В результате изменений появилась новая церковь, в которую прежний храм вошел главным составляющим элементом, сохранив свое основное сакральное положение. И если, действительно, все случилось именно так, этот элемент следует признать древнейшим в приходских сельских храмах Угличского уезда.
Но это было о стенах, а церковь, как известно, не стены, а люди. Они и сберегли свой храм в страшные богоборческие 30-е годы прошлого века.
Тимофей Петрович Лазариков родился в 1866 (1886) г. в небольшой д. Высоково Троицкого прихода. Как там было заведено, мальчиком его отправили в отхожий промысел в С.-Петербург, где он был определен на работу в один из столичных ресторанов. «Отучившись», Тимофей приступил к работе официантом, но с детской поры «прилепился душой к Богу», а когда почувствовал влечение к живописи, начал самостоятельно делать зарисовки. Копировал в Русском музее картины на исторические и религиозные темы, писал собственные полотна, став художником-самородком.
В 1914 году Тимофей вернулся в родные края. К тому времени на им же заработанные деньги в Троицком был выстроен семейный дом. Только собственной семьи у него так и не случилось, а все свое он стал посвящать Троицкому храму. Взял на себя заботу о реставрации росписи, добровольно начал помогать в богослужениях, полностью при этом отказавшись от причитающейся платы.
После того как в 1930 году арестовали местного священника, Тимофей Петрович поехал в Ярославль и добился разрешения в епархии встать во главе Троицкого прихода. Ненадолго, так как вскоре и его сослали на севера. Не было его в Троицком три года, и только эти три года в истории храма служб в нем не было. Но храм сберегли все равно: троицкие женщины поддерживали порядок и чистоту, ждали своего нового настоятеля. Дождались в 1933 году, когда Тимофей Петрович вернулся в Троицкое, храм ожил и больше уже не закрывался. Это был единственный действующий храм на округу вёрст в двадцать.
Когда грянула Великая Отечественная, уже не храму помогали люди, а храм - людям. Здесь собирались народные деньги на строительство танков и самолётов для Красной Армии, постоянно шли службы о скорейшей победе над фашистами. Батюшка Тимофей примером и молитвой помогал прихожанам всей округи пережить беды военного лихолетья, а в мае 1945 праздновал с ними Победу. И будто выполнив свое земное предназначение, быстро сдал... Умер осенью победного года, похоронен в скромной могиле возле родного ему Троицкого храма.
Что тут ещё добавить… Да и кому, кроме прихожан, важен один из тысяч наших русских храмов? Но если нужен, он у вас есть. Даже если вы никогда в нем не побываете, он все равно у вас есть. Как часть нашего национального генетического кода, нашего прошлого и, дай Бог, нашего будущего.
За возможность прикоснуться к этой маленькой, но такой большой истории, спасибо Союзу городов Золотого кольца России и Туристскому информационному центру Углича
Ну, а моим читателям всегда отдельное спасибо за подписку, за то, что не забывают о моем тихом канале и не оставляют его без лайков и комментариев!