Доброе утро дорогие подписчики и гости канала. Девять брошей и три пары серег являются одной из крупнейших и наиболее важных частных коллекций работ Джоэла Артура Розенталя.
Дюжина драгоценных камней - не так уж много, но когда речь идет о драгоценностях несравненного Джоэла Артура Розенталя, почитаемого знатоками ювелирного искусства как ответ Карлу Фаберже в этом веке, расчеты резко меняются.
В случае с 12 драгоценностями JAR, выставленными на аукцион Christie's Magnificent Jewels в Нью-Йорке 8 июня, уравнение становится еще более сложным: Эти #украшения принадлежат Энн Гетти, филантропу, палеоантропологу, издателю и дизайнеру интерьеров из Сан-Франциско (и, да, жене миллиардера Гордона Гетти, сына Дж. Пола Гетти), чей ранний интерес к JAR - она уже была коллекционером его работ до того, как выставка 2002 года в лондонском Сомерсет-Хаусе закрепила его репутацию проницательного дизайнера - был лишь одним из примеров ее безупречного вкуса в области искусства и антиквариата.
"Эти 12 драгоценностей многое говорят о ней как о коллекционере ювелирных изделий", - говорит Дафна Лингон, глава ювелирного отдела Christie's Americas.
"Признание Джоэла Розенталя и его работ на более ранней стадии показывает, каким взглядом она обладала как коллекционер, и это видно по всей коллекции", - добавляет Лингон. "Представлены различные темы: тема флоры и фауны, которая преобладает в его работах. А также палитра, которой он ослеплял нас все эти годы: цвета, яркость, техника, мастерство. Эта коллекция охватывает все это".
Гетти, который умер в 2020 году в возрасте 79 лет, приобрел дюжину драгоценностей - девять брошей и три пары серег - в период с середины 1980-х до середины 1990-х годов. Эти #сокровища представляет собой одну из крупнейших и наиболее важных частных коллекций работ парижского ювелира.
#драгоценности настолько впечатляющи, что Christie's поместил одну из них, брошь с попугаем-тюльпаном (ок. 1991 г.), на обложку каталога продаж.
"В нем прекрасное сочетание рубинов, розовых сапфиров, зеленых турмалинов, зеленых бриллиантов и лака", - говорит Лингон об изделии, которое оценивается в $200 000 - $300 000. "Мы использовали его как якорь коллекции, потому что г-жа Гетти имела голландское происхождение. Мы не знаем, привлекло ли ее именно это, но мы думаем, что здесь была какая-то связь".
Лот 71, #брошь "Флер-де-Лис" с бриллиантами и розовыми и фиолетовыми драгоценными камнями (ок. 1987 г.), своим сечением прозрачных ячеек драгоценных камней напоминает витраж. "Каждый раз, когда я смотрю на нее, я поражаюсь", - говорит Лингон. "Как это было сделано? Каждая из ячеек - #аметисты , розовые #турмалины , розовые #гранаты - отделана этим прекрасным бриллиантовым паве".
Впечатляющим примером фантазийного стиля JAR являются #серьги в виде несочетаемых серег: одна с бриллиантом огранки "кушон" на фоне зеленого граната, другая - с синим сапфиром огранки "кушон". Серьги оцениваются в $200 000 - $300 000, они представляют собой асимметричный образ задолго до того, как он стал обычным явлением в традиционном мире высокого ювелирного искусства.
Брошь в виде листа 1989 года, оцениваемая в $500 000 - $700 000, представляет собой прекрасный пример фирменного использования драгоценных камней разных оттенков и размеров. Здесь зеленый гобелен из изумрудов, зеленых бериллов, перидотов, зеленых гранатов и зеленых турмалинов круглой формы дополняет один центральный #изумруд огранки "кушон" весом 11,96 карата.
Брошь-ракушка, усыпанная рубинами и шпинелью, является еще одним доказательством того, что в вопросах сочетания цветов и драгоценных камней JAR, выпускник Гарварда, открывший свой салон на Вандомской площади, 7, в 1977 году, является живым мастером.
"В них так много разнообразных оттенков, что они напоминают то, что можно найти в природе", - говорит Лингон. "Некоторые из них выполнены в розоватой палитре, некоторые - в более серой. Я восхищаюсь тем, что не все симметрично, не все одинаково".
Единственное постоянство, с которым любители ювелирных изделий могут столкнуться в коллекции JAR Гетти, - это то, с чем в конце концов сталкиваются все коллекционеры: Коллекционировать JAR - значит столкнуться с границами коллекционирования.
"Так мало этих драгоценностей производится ежегодно", - говорит Лингон. "Каждое из них представляет собой его уникальное видение. Это часть его притягательности, его таинственности. Они не пестрят на страницах журналов. Люди, которые их коллекционируют, носят их, дорожат ими, но во многом относятся к ним сдержанно".
"Желание обладать одной из этих драгоценностей выросло во всем мире - в США, Европе, Азии", - добавляет Лингон. "Их не хватает на всех".
Спасибо за внимание.