47,2K подписчиков

«Это непостижимо»: как русские мастера улучшили камни

19K прочитали

Вот Будда говорил, что путь к совершенству — это отказ от всего. А Малевич — что вершина живописи есть освобождение от формы. С обеих точек зрения перед нами шедевр: русские мастера довели идею мозаики до абсолюта, растворив рисунок в камне.

Короче, послушал лекцию — делюсь впечатлением.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это вазон «в стиле Медичи», лазурит, бронза. Стоит в Малом итальянском просвете в Эрмитаже (237 зал). Сделан на Петергофской гранильной фабрике в 1852 году для первого в империи здания, специально построенного как публичный художественный музей — собственно, Нового Эрмитажа. В знаменитой технике «русской мозаики» — ее в Петергофе и придумали.

Это когда мастер расслаивает отдельные куски поделочного камня на чешуйки толщиной 2-4 мм, а потом выкладывает из них «как бы» природный рисунок — но соразмерный и переливающийся, каких в природе не бывает.

Вот Будда говорил, что путь к совершенству — это отказ от всего. А Малевич — что вершина живописи есть освобождение от формы.-2

И никаких сценок из жизни или розовых гетер, как в мозаике римской или флорентийской. «Техника русской мозаики позволяет максимально выявить красоту самого камня», — сообщает энциклопедия.

Вазон в стиле Медичи (детали), малахит, бронза © Британская королевская коллекция
Вазон в стиле Медичи (детали), малахит, бронза © Британская королевская коллекция

Представляете? Из тысячи цветных пятнышек с разводами и оттенками мастер, следуя замыслу, строит внутренний каркас идеального минерала. Куда нам с нашими паззлами до такого подвига.

А если наклеивать этот узор на основу из мрамора или родонита, то можно получить «как бы» монолитный камень любой формы. Сумасшедшая вещь, в общем. Лектор по ходу три раза употребила слово «усердие». Хорошее слово, правильное для этого случая.

Вазон в стиле Медичи, малахит, бронза, 180.0 x 140.0 см. Петергофская гранильная фабрика, 1836 г. Хранится в Виндзорском замке © Британская королевская коллекция
Вазон в стиле Медичи, малахит, бронза, 180.0 x 140.0 см. Петергофская гранильная фабрика, 1836 г. Хранится в Виндзорском замке © Британская королевская коллекция

В 1851 году британцев сразила малахитовая входная группа русского павильона на Всемирной выставке в Лондоне. «Это не брошь, которую малахит украшает, как драгоценный камень, а колоссальные двери. Это непостижимо: люди отказывались поверить, что это двери и они сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью», — писали в газетах.

Но мой глаз даже больше радуют изделия из лазурита (да он и был в пять раз дороже). Это ведь та самая «ляпис-лазурь», которая — вообще весь синий цвет евразийской истории человечества от начала. Это глаза шумерских богов, скарабеи фараонов, китайские флакончики. Это небо Сикстинской капеллы, написанное Микеланджело.

Это личная печать английского короля Георга V — вон она, справа.

Личные печати: горный хрусталь, пурпурин, лазурит, золото © Британская королевская коллекция
Личные печати: горный хрусталь, пурпурин, лазурит, золото © Британская королевская коллекция

А русские мастера сделали из него, например, колонны для Царских врат в Исаакиевском соборе.

1250 кг отборного лазурита ушло.

Царские врата, Исаакиевский собор, 1858 г.
Царские врата, Исаакиевский собор, 1858 г.

Или вот вазон в музей. Если быть точным: два вазона и два стола с золочеными ножками. Невероятная роскошь, прямое заявление о каменной мощи России.

Столешница из лазурита, ножки из позолоченной бронзы. Сделан на Петергофской гранильной фабрике в 1852 г. Стоит в 237 зале Эрмитажа
Столешница из лазурита, ножки из позолоченной бронзы. Сделан на Петергофской гранильной фабрике в 1852 г. Стоит в 237 зале Эрмитажа

Вазы, правда, потом некоторое время использовали как светильники, подставки под свечи. Потому что вазы к открытию музея были готовы, а основное освещение — нет 😊))