Найти тему
Звук Медиа

Звучащие полотна: кто и зачем заставляет картины звучать

Фото: artplay.ru
Фото: artplay.ru

Иногда все же интересно, как бы звучали картины. Да та же Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи, что уже который год загадочно глядит на парижан в Лувре, наверняка бы имела, что сказать. Или мальчик с полотна «Купание красного коня» Петрова-Водкина поделился бы, как вообще ему данное мероприятие. А бедные люди под грифом «Портрет неизвестной/неизвестного» уже бы наконец представились (а то по 5 часов сидишь, позируешь, и все равно ты никто для человека). Было бы неплохо получить ответы на вопросы, но в целом человечество уже научилось интегрировать одно знание в другое, поэтому с недавних пор мы можем «услышать» картины. Без магии и смс.

Оформление искусственным интеллектом

В феврале 2021 Центр Помпиду в Париже и Google Arts & Culture запустили виртуальный проект Sounds like Kandinsky (в пер. с англ. «Звучит как Кандинский»), посвященный творчеству русского художника Василия Кандинского. Известно, что он обладал синестезией (встречается у одного человека из двух тысяч), то есть мог видеть звук и слышать цвет. Для того, чтобы посетители прочувствовали направление мысли художника, команда проекта обучила нейросеть Google Transformer его любимой музыке первой половины ХХ века, а затем синтезировали это с научной теорией абстракциониста, изложенной им в 1926 году в трактате «Точка и линия на плоскости». «Чем свободнее абстрактный элемент формы, тем чище и притом примитивнее его звучание», — гласит, в частности, один из сформулированных им в книге постулатов. Оформить все решено было в формате квиза: людям предлагалось кликать на фигурки и узнавать, к примеру, что синий ассоциировался у Кандинского с кругом и звучал как торжественная органная музыка, желтый — с треугольником и энергичным звуком высокой трубы, а красный — с квадратом и беспокойной скрипичной партией. В рамках эксперимента посетителям также предлагалось составить из звуков, цветов и фигур собственную картину.

Иммерсивная выставка Клода Моне в Beyond Monet Toronto, mymodernmet.com
Иммерсивная выставка Клода Моне в Beyond Monet Toronto, mymodernmet.com

Создание саундтреков для картин

Ранее в 2015 Национальная Галерея в Лондоне создала проект Soundscapes дабы увидеть звуки музыки и услышать полотна знаменитых живописцев. Для этого музыканты, среди которых был даже обладатель «Оскара» и автор музыки к «Английскому пациенту» (1996) Габриэль Яред, выбрали по картине и написали специально для них особенные саундтреки. На экспозиции выставлялись очень разные, но одинаково непростые по задумке полотна. «Больших купальщиц» Поля Сезанна озвучил Яред, «Уилтонский диптих» (автор неизвестен) — Нико Мьюли, известный своими работами с Английской Национальной Оперой и сотрудничеством с Björk, «Святой Иероним в своей келье» Антонелло да Мессины — канадцы Janet Cardiff и George Bures Miller, занимающиеся созданием трехмерных звуковых пространств.

Иммерсивные выставки

В последнее время галереи и выставочные центры часто проводят иммерсивные художественные выставки, где анимированные (цифровые) трехмерные проекции (выбираются посредством конкурса), простирающиеся от пола до потолка, дополняются музыкальным сопровождением (обычно одно на зал) и световыми решениями. Кроме того, нередко такие мероприятия оформлены тщательно подобранными ароматами, которые дают полную сенсорную возможность увидеть искусство по-новому. Так, широко известны выставки THE LUME от Grand Experiences (они создают такое на заказ). В огромных галереях 150 проекторов высокой четкости демонстрируют сменяющуюся коллекцию изображений и произведений искусства таких художников, как Клод Моне, Ван Гог, Пьер Ренуар, Поль Сезанн и Пабло Пикассо. Природу стремятся показать в натуральной величине, к примеру так сделана проекция картины Моне «Мост через пруд с водяными лилиями».

Фестиваль Vivarte в Третьяковской галерее, marieclaire.ru
Фестиваль Vivarte в Третьяковской галерее, marieclaire.ru

Озвучание в режиме live

В Третьяковской галерее в Москве проводится Vivarte — международный фестиваль камерной музыки, где совмещение живого инструментального звука и редких картин с добавлением культурного ликбеза создает все предпосылки для более глубокого осознания ценности искусства. Кстати, работы, отобранные для показа, крайне редко демонстрируются широкой публике, а названия произведений держат в секрете до начала мероприятия.

Благотворительный фонд Бельканто часто проводит вечера классической музыки, также в рамках проекта «Звучащие полотна», где, в частности, можно посмотреть программу «Сальвадор Дали: ритмы Андалусии». Там замысел картин легендарного художника можно прочувствовать путем синтеза традиционных испанских танца и музыки.

Автор: Мария Кулагина