К удивлению автора, предыдущий рассказ о первом в мире турбореактивном серийном истребителе Me-262 вызвал повышенный интерес читателей, поэтому сегодня мы расскажем о еще более интересном самолете - реактивном истребителе Ме-163.
Как вызнаете, Германия 1930-1940 годов действительно создала много интересных вещей. А еще это была одна из немногих стран, которая продолжала эксперименты с реактивными самолетами.
Итогом этих экспериментов стал серийный турбореактивный бомбер Ar 234 Блитц, турбореактивный Ме-262 и реактивный самолет-комета Ме-163.
Начнем с отличия двигателя турбореактивного и ракетного. Двигатель турбореактивный использует крайне сложную конструкцию с турбокомпрессором, вентилятором, валами, камерой сгорания и прочими радостями жизни, тогда как классический ракетный двигатель имеет лишь камеру сгорания, систему подачи, топливо и окислитель.
Мы в Telegram
И несмотря на то, что ракетный двигатель может давать большую тягу в моменте, дает он ее весьма ограниченное время, которое измеряется не часами, а минутами. За эти минуты летчик должен взлететь, навестись на цель, провести атаку и вернуться на аэродром, используя самолет как планер.
Потому, когда в 1941 Ме.163 Komet совершил первый полет, ничего кроме выдающейся скорости за этим самолетов немецкие генералы не увидели.
С технической точки зрения это, конечно, был интересный самолет. В качестве двигателя использовался двухкамерный ракетный двигатель HWK 109-509B. Одна камера двигателя использовалась режима взлета, вторая работала в режиме крейсерского полета. В качестве топливной пары использовался метанол+гидразин с небольшими добавками цианида. Воспламенение смеси обеспечивалось при смеси топлива. Разумеется, выхлоп был предельно токсичным.
Полноценного шасси, кислородной системы, герметичной кабины и систем отопления самолет не имел. Летчик должен был быть не просто асом своего дела, но еще и иметь отменное физическое здоровье, дабы пережить резкий набор высоты и температуру за бортом.
Чтобы хоть как-то минимизировать последствия перепадов давления, пилоты сажались на специальную диету и закалялись еженедельными тренировками в барокамере.
Но даже у такого самолета имелась броня. Шансы летчика на выживание повышало бронестекло 80 мм толщиной, а также бронированная спинка сидения.
Основным оружием Кометы являлись 20 мм пушки, которые нельзя было называть оптимальными для этого самолета, ибо на скорости 900 км/ч пилот успевал сделать лишь несколько выстрелов пока цель не выходила из поля видимости.
Массовое применение Кометы началось в лишь в 1944 году и его нельзя назвать удачными. Дело в том, что самолет подобного типа действительно имел преимущество в скорости, но реализовывал его лишь будучи под прикрытием классического поршневого истребителя, ведь ракетный двигатель Кометы работал всего 8 минут, а после самолет переходил в режим планера и превращался в легкую мишень. Поэтому самым простым методом борьбы с Ме-163 было избегание огневого контакта после обнаружения немецкого самолета и немедленное его уничтожение после того как он расходовал запас горючего и превращался в планер.
Применение Ме-163 пришлось на то время, когда этот самолет уже не мог ничего изменить. Всего за время боевого применения Кометы сбили около 12 самолетов противника и понесли потери в виде 10 машин. Не худший, но и не лучший баланс в сложившейся ситуации.
Доставшиеся после второй мировой самолеты США и СССР союзников не впечатлили. Гораздо больший интерес для них представлял турбореактивный Ме-262, который оказал серьезное влияние на конструкторскую школу двух стран.