Найти тему
Тихий океан 1/72

Nakajima J1N1-S "Gekko" Часть 4. Пластиковый гадкий утенок в 1/72.

Оглавление

Уже стало доброй традицией, что по машине в масштабе 1/72 выбора нет. Ну или почти нет.

Итак, первый и практически единственный кандидат:

Fujimi

Fujimi 1/72 Nakajima J1N2 Model 21 Gekko
Fujimi 1/72 Nakajima J1N2 Model 21 Gekko

Вероятно, родоначальник серии. Модель 94-го года прошлого века. Естественно внутренняя расшивка по мотивам "схемок" в японских специализированных изданиях. Зачатки интерьера кабины пилота. "Игрушечность" ранних моделей Фуджими (D3A, D4Y, B6N) практически отсутствует.

Членение, а именно сменный "горб", как бы намекает, что линейка будет длинной (так примерно и получилось).

Про обозначение "J1N2" скромно промолчим, нам милее J1N1-S"ранний". В общем, горбатая модификация с "зашитой" кабиной штурмана. Шесть вариантов периода Защиты Метрополии (т.н. Defence Home).

Fujimi 1/72 Nakajima Type-2 (J1N1-R) 2-Shiki Land-Based Reconnaissance Plane
Fujimi 1/72 Nakajima Type-2 (J1N1-R) 2-Shiki Land-Based Reconnaissance Plane

Комплект "С чего все начиналось" - ранние вариации того, что мы называем "Gekko"

Предлагается два варианта разведчика J1N1-C/R (одни из которых, правда, уже упоминавшийся прототип 13-Shi с кодом V-3 Сатору Оно) и три истребителя J1N1-C KAI/S (два из которых опять уже упоминавшиеся прототипы истребителя 13-Shi с кодами 51-13 (Шигетоши Кудо) и 51-20). Известные отличия прототипов 13-Shi от серийных машин (другое остекление кабины штурмана) и неизвестные (в модели, на всех вариациях истребителя глухо "зашит" низ носовой части, что является перебором - как-то они ведь прицеливались из нижних пушек) не отражены никак. Ну и ладно.

Fujimi 1/72 Nakajima J1N3 Model 23 Gekko
Fujimi 1/72 Nakajima J1N3 Model 23 Gekko

Речь идет о модификации J1N1-S "поздний" - без "горба".

Тоже шесть, но не самых известных вариантов. По крайней мере один - с Филиппин (153-ий корпус).

Для маньяков, в 90-х был выпущен ставший уже раритетным набор "три в одном" - все три фуджимовских вариации J1N1 в одной коробке:

-5

В этом году перепаковкой Гекко занялась польская фирма Hobby 2000 - "перепаковщик всего и всея азиатского": пока осилили J1N1-S "ранние": декали Cartograf с двумя-тремя вариантами оформления модели, но за очень дополнительные деньги:

-6

Не знаю как ко всем, но к некоторым комплектам прилагается комплект "металлических стволов" для пушек (4 штуки). На самом деле, это банальные латунные прутки не имеющие ничего общего со стволами пушек Type 99 с характерным раструбом.

Все линейку Фуджими объединяет наличие на прототипах выхлопной системы с парой выхлопных патрубков на двигатель. Однако, если очень хочется (вдруг) разнообразить существование, например модификацию c индивидуальными патрубками на цилиндр или J1N1-Sa c радаром, к вашим услугам коррекционная продукция чешской Rising Decals (смола + вакуумированные фонари + травление(иногда) + вариант декали на конкретный борт). Требуется просто много желания, много денег и очень прямые руки. Например:

Обе известные вариации модификации J1N1-F:

-7

Патрульная вариация с радаром H-6 с Тиниана:

-8

Последний J1N1-Sa c индивидуальными патрубками и радаром FD-2:

-9

В моем случае собирался комплект 72262 от 2015 года. Релиз "Охотники на B-29", опять обзывательство J1N2 - по факту горбатые J1N1-S "ранние". Несомненный плюс комплекта - очень качественная декаль аж на восемь вариантов (тонкая, но не рвется, хорошо приваривается - ранее у Фуджими встречал только "листы жести" вместо декалей).

-10

Из плюсов модели стоит упомянуть то, что ... она есть, пока сравнительно доступна, и на сколько удалось сравнить со "схемами" в умной книжке FAoW №57, что не просто, при таком-то членении модели, здорово напоминает прототип. Что по геометрии, что по расшивке. Про декаль уже говорилось.

Теперь о не веселом.

- Стыковка накладного "горба", позволившая Фуджими выпускать Гекко с обеими вариациями фюзеляжа, отвратительна и при сборке выдает дикие ступеньки. И если у хвоста вопрос можно минимизировать внутренними растяжками- перегородками, то у кабины пилота -нет: "поплывут" фонари бывшей кабины штурмана.

-11

- На модели изначально сделано так, что в щель между жалюзями капотов двигателей в закрытом состоянии ("юбкой") и мотогондолами свободно пролезет человечек в 72-ом масштабе, чего, естественно, не было на прототипе. Мотогондолы пришлось наращивать и модель красить уже в сборе с последними, ибо стыковка опять аховая.

- Даваемые отдельно в прозрачном пластике БАНО и хвостовой АНО в обычных условиях - большое достоинство. Но здесь не тот случай. По размерам и стыковке - как от другой модели.

-Все прозрачные "окошки" (за исключением наверное фонаря кабины штурмана, за которым располагаются пушки) при установке требовали лютой подгонки и шпаклевания. А фонарь кабины пилоты изначально стыковался вот так:

-12

-Если используются стоковые пушки- стволы придется строго укорачивать, или на финише получится смешно.

При сборке использовалось Эдуардовское травление 72155 - старая, снятая с производства вещь, затрагивающая и интерьер, и экстерьер. Причем очень полезная, учитывая пустые ниши и практически пустую кабину пилота.

-13
-14

* С выходом перепаков от Hobby 2000, Эдуард реанимировал набор, разбив на два комплекта (SS769 и 73769). На первый взгляд человека, который намаялся со старым набором, сделано куда более разумно, только часть травления на интерьер - цветное, а что они там наворотили по цветам- неизвестно.

**Уголок тяп-ляпщика.

- Поперечного переплета у носового блистера, который дает Фуджими, и повторяет Эдуард в своих масках CX118, нет. Лучше это обнаружить до того, как готовая модель заняла свое место на полке.

-15

- На модели дается нечто неописуемое вместо патрубков - и не маленький "дневной" и не "ночной" с характерным пламегасителем. Что-то среднее по больнице, ближе к дневному.

Слева - пламегаситель на выхлопном патрубке, коими оснащались все "ночники". В смоле не выпускается, полной картины как устроен и крепится нет.  Справа - обычный, "дневной" патрубок.
Слева - пламегаситель на выхлопном патрубке, коими оснащались все "ночники". В смоле не выпускается, полной картины как устроен и крепится нет. Справа - обычный, "дневной" патрубок.

Модель была оформлена в варианте борта 302-го корпуса, 2-го полка, авиабаза Каноя, апрель 1945-го года. Выбор прототипа был прозаичен - на фото достоверно не видно наличие характерного пламегасителя. Была надежда, что его просто нет.

-17

Вот что получилось:

-18
-19
-20
-21

Плавно переходим к зловещим конкурентам.

Гекко от производителей Eagles Talon, Entex Industries, Wings Models - вероятно древние-древности, упоминаемые на сайте Scalemates, в качестве альтернативы Fujimi в принципе не рассматриваются, ибо не ожидается вообще ничего хорошего.

Гекко от Entex Industries. На коробке стоит масштаб 1/55, но говорят, что в 1/72. Судя по фото .... Гусары, молчать! (с)
Гекко от Entex Industries. На коробке стоит масштаб 1/55, но говорят, что в 1/72. Судя по фото .... Гусары, молчать! (с)

Остается один полу-кандидат.

Revell

-23

Модель датируется 1972-ым годом (последние издания - начало 80-х) и является продуктом той модельной эпохи: спартанская, если не сказать убогая, деталировка, но при этом внутренняя расшивка и внутренний клеп (ну это в 72-м масштабе совсем на любителя).

Представляет собой не часто встречающуюся реинкарнацию "безгорбого" J1N1-S "позднего", но с нижними пушками и индивидуальными патрубками на цилиндры двигателя.

Если вдруг дойдет до сборки, нужно очень внимательно подходить к выбору прототипа: подавляющее большинство "безгорбых" не имели нижних пушек.

Прототип модели. Послевоенное фото. На лицо наличие трех верхних пушек ( Ревелл придется переделывать) - при таком раскладе нижних пушек однозначно нет.
Прототип модели. Послевоенное фото. На лицо наличие трех верхних пушек ( Ревелл придется переделывать) - при таком раскладе нижних пушек однозначно нет.

Я ошибся с пушками, точно так же как и с цветом - черных Гекко в природе не обнаружено, там вообще с цветами вопрос запутанный и обсуждаемый.

Это простительно (наверное), так как модель делалась около 30-и лет назад, когда деревья были большими и информации толком не было (тоталитаризм, там, и "железный занавес"), а если и была, то мало кто заморачивался.

-25
-26

Модель можно найти на eBay, правда декаль придется наверняка менять - груз десятилетий.

Правда не очень понятно зачем искать: короткий, "раздутый" фюзеляж не оставляет выбора: только Fujimi.

Всем добра.

* В статье использована информация из открытых источников и личной коллекции.

Авто
5,66 млн интересуются