Сюжетный поворот — это происшествие, изменяющее ситуацию в фильме или сериале с точки зрения героя и/или зрителя.
Какими бывают повороты?
Невозможно перечислить все варианты сюжетного поворота. Их много, мы расскажем о наиболее популярных и сильных среди них:
· Один из частых приёмов — это раскрытие героя либо группы героев, когда оказывается, что они совсем не те, кем казались.
Надо всегда различать: перед нами поворот для героя или для зрителя?
Герой мог знать, кем он является, однако для зрителя поворот станет новостью. Бывает наоборот — мы знаем что-то, что ждёт героя, а герой этого ещё не знает. Поэтому очень важно не допустить слияния со зрителем, чтобы не смешивать в кучу и героя, и зрительское восприятие. Когда вы работаете над поворотами, вы должны хорошо понимать, для кого этот поворот.
· Смена мотивации героя — это информационный поворот, когда герой что-то узнаёт либо становится участником неких событий. До этого поворота он действовал "потому, что…". Тут можно назвать любую причину/мотивацию. Дальше, после поворота, его мотивация меняется. Может быть его цель скорректируется и обобщится. Когда цель меняется в следствии получения новой информации, то история может пойти по-другому пути, и это вполне нормально.
Например, в сериале "Во все тяжкие" Уолтер Уайт сначала просто пытался оставить деньги, потом его мотивация изменилась после того, как он почувствовал вкус "своего величия". Его гордость разыгралась. Казалось бы, он уже собрал необходимую сумму денег, и даже намного больше, чем может потратить его семья, но при этом он не остановился. Теперь ему стало важно создать большую империю. Смена мотивации — это очень сильный поворотной пункт.
· Неожиданное убийство. Это классика. В "Игре престолов" этот приём используется на максимуме, потому что убиваются не только второстепенные герои, не только те герои, которые казались второстепенными, но и те герои, которые являлись главными. Также автор мог сразу убить много героев, которые тоже выглядели, как группа очень важных персонажей в истории. Этот приём называется "Никто не в безопасности". Важно понимать, что даже не само убийство, а вероятность какого-то убийства, — это уже сам по себе поворот.
· Ложная победа либо ложное поражение. Сюда также можно отнести ложную смерть либо ложное спасение — всё это тоже сюжетный поворот. Нам кажется, что герои победили, но вдруг что-то происходит — и все становится с ног на голову.
· Следующий поворот, который часто выглядит не очень круто, — мы видим сцену или череду событий, и все они оказываются сном, фантазией. Этот прием надо применять очень аккуратно.
Очень избитый шаблон — когда герой просыпается в первой же сцене. Для использования шаблонных приемов у автора должно быть очень серьёзное оправдание.
Например, когда в "Сумерках"всё дошло до финальной битвы, битва свершилась… а потом оказалось, что зрителю показали лишь вариант развития событий, который потом не произошел в реальности. Там, где этого совсем не ожидают, где это действительно оправдано, где это может шокировать, где это подведено, как вариант развития событий, как в "Сумерках", — это на грани, но допустимо.
· Менее популярный поворот, когда человек не знал, кто он на самом деле. В "Матрице" Нео узнавал, кем он является. Необязательно это должно быть что-то эпичное: кто-то может оказаться чьим-то родственником, сыном или, наоборот, не родственником.
По ходу истории поворотов может быть много. Важно, чтобы сюжетный поворот был не очень ожидаем.
Больше материалов:
Базовый курс сценаристов студии Снегири
Как написать короткометражный фильм?
Материал студии Снегири. Больше материалов
#кино #сценарист #режиссер #писательское мастерство #киноиндустрия