Петька проснулся с петухами. На зорьке было прохладно. Поёживаясь, встал и пошёл поискать место потеплее. В строящемся доме еще не были вставлены окна, однако он нашёл здесь кем-то оставленную рогожу. С ней он вернулся на улицу, прилёг у стога соломы, укрылся с головой и задремал.
Это четвертая часть рассказа "Попаданец. Старый дом" от автора канала "О прошлом и настоящем". Приятного прочтения.
Но поспать долго не удалось. Петьку разбудила чья-то крепкая брань.
Тот самый мужик, хозяин строящегося дома, что вчера оттрепал его за ухо, сцепился с каким-то другим своим то ли соседом, то ли непонятно кем. Рядом валялась коса. Они яростно ругались на огороде, позабыв, что ещё очень рано, и люди, быть может, спят. Во всяком случае Петька так считал. Однако он ошибался.
Очень скоро к мужикам стали стекаться зеваки. Бабы, мужики, ребятишки,
-А я тебе, Гришка, говорю, это наша трава, и отец мой, и дед тут косили, куда ты влез? - басил Петькин знакомый.
-Ничего, Фёдор, не знаю. Батька мой говорил, что от забора двадцать сажень наша земля. Я шагами отсчитал сколько нужно, - протестовал мужик.
Петька сразу же понял, в чём ошибка Гришки. Ширина шага у каждого человека была разной.
Фёдор пригрозил сходить к старосте, а пока до решения спора приказал прекратить косить.
- Да всем известно, что Гриня дурень, - услышал Петька сзади.
Это переговаривались меж собой две женщины.
Петру было непонятно, почему два взрослых мужика ссорятся из-за несчастной охапки травы. Разве её вокруг не навалом? Он помнил, сколько зарослей было вблизи бабушкиного дома.
И тут до него дошло, что природа в селе кардинально отличалась не только чистотой от "современного" мусора, но и именно почти полным отсутствием повсеместно распространенного американского клена и другой растительности. Трава кругом была вытоптана или окошена. Но факт оставался фактом: кругом было чисто. Ни щепки, ни сучка. Это было странно.
В бабушкиной деревне кругом валялись сучья, ветки и прочий бурелом. А уж травы - и вовсе не счесть. Коси - не хочу. Только ее никто не косил, потому что коров на деревню оставалась одна боевая единица. Да еще пару коз у одной семьи. Но и их хозяева предпочитали покупать сено в тюках, не осложняя себе жизнь сенокосом.
Вскоре Фёдор вернулся со старостой. Последний нес в руках огромный циркуль. Пётр догадался, что треугольное деревянное устройство использовали как меру длины. Скорее всего, мерили именно в саженях.
Староста проверил расстояние, после чего Гриня виновато развел руками.
Фёдор глядел на осрамившегося соседа исподлобья и ждал извинений. Вскоре он их получил, после чего гаркнул на собравшихся баб и ребятишек, чтоб расходились. Нечего тут, мол. глазеть. Работать шли бы лучше.
Пётр понял, как важен был каждый пучок травы для сельчан и еще раз спросил себя, где он? Почему все вокруг так просто одеты, почему? Слишком много собралось почему, а ответов по-прежнему не было. Зато был голод, он свёл судорогой желудок. Нужно было что-то поесть.
- Ей, племяш, ты где был всю ночь? - спросил Петра Фёдор. - Только в гости приехал и уже сбежал на гулянки? Не рановато тебе в твоём-то возрасте? А ну отвечай, где ночевал?
-Так это, дядь Федь, в стогу с соломой спал, - ответил Петька.
-А ну завтракать иди. Во-о-о-н, в ту хату на другой стороне улицы, - уже более дружелюбным, нежели к Грине голосом, обратился к Петру Фёдор. - Мы там живём. Все давно поели уж, тебя одного ждут. А то как работать весь день будешь, сил-то поди не хватит. И сегодня со всеми будешь спать. Нечего тебе как бездомному, безродному на дворе ночевать. Сестрица моя узнает, мне не поздоровится.
Петька пошёл к тому самому дому. По дороге случайно услышал разговор двух женщин: "...Столыпина-то впрямь yбили. Мне кума сказывала. В городе в одной газете читала".
-Да ну, - удивилась её собеседница. - А как же государь амператор? Поймал yбивца-то?
-Да вродь, - отвечала товарка. - В ентой газете прописали, что студент.
Петька был ошеломлен. Историю России он знал назубок. Петра Аркадьевича не стало в 1911 году. Значит сейчас... Не может быть!...
Он вошел во двор. Здесь уже собралась вчерашняя ребятня.
- А ну быстрей иди, одного тебя ждём, - увидела Петьку вчерашняя повариха. - Обедать на стройке будете, а завтракать здесь.
Петька вошел в хату, прошел к столу, сел к самовару. На тарелке остались ломти хлеба, в кружке было налито молоко. Петька начал есть, а потом с изумлением остановил свой взгляд на стене. На него смотрел небольшой портрет императора Николая II. Значит все сходилось. Он провалился на сто с лишним лет назад.
Продолжение следует.
#рассказ
#фантастическийрассказ
#попаданец
#о прошлом и настоящем