Тонущая церковь и голубка
Вздох. Не получается. Еще одна попытка. Бесполезно. Мутная вода шустрой реки, струйками заливается в ноздри, уши, горло и течет к лёгким. Теряю сознание.
30 минут до этого
— Я хочу на тот берег реки, — говорю отцу, который решил отдохнуть после утомительных игр в воде.
— Плыви!
— Но там течение сильное, давай, вместе.
— Ты справишься.
И я плыву. Мне 9. Я упрямая, уверенная в собственных силах, дерзкая. Пока что.
Пологий берег, что так манил — в доступных пару метров. Нетерпеливо опускаю ноги, пытаясь прощупать твердую почву. Не нахожу. Прощай, равновесие! Течение уносить меня левее, все дальше. Глубже.
— Па, — не успеваю полностью выкрикнуть простое слово «папа».
Именно эти забытые детские воспоминания накрывают, захлестывают волной, как только я вхожу, нагибаясь в священный храм. Он медленно захлебывается целебной жидкостью минеральных источников долгие пять веков. Слабеет и опускается на колени. Оседает.
Внутри — волшебный лес, словно потусторонний мир. Оглядываюсь, как герой Тарковского из «Ностальгии». Повторяю его слова:
Меркнет зрение – сила моя,
Два незримых алмазных копья;
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома;
Жестких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.
История
Местность, которую выбрали для ее создания, считалась священной еще до римской эпохи. Позже, древние римляне оценили щедрость термальных источников и возвели храм, посвященный водным нимфам.
Строительство церкви на остатках древнего языческого капища связано с тем, что здесь в 96 г. н.э. Святой Викторин был замучен. Святого подвесили вниз головой на серном источнике. Он умер через три дня, отравленный газообразными выделениями сероводорода.
В XIV веке обнаружили склеп, в котором было захоронено тело святого. В следующем столетии тело мучника похитили и перевезли церковь Сан-Микеле-Арканджело. А на месте гробницы как раз и зародилась тонущая церковь, примерно в 1613 году работы были завершены.
Но церковь была обречена на этапе зарождения из-за, так называемых, sinkhole (внезапное опускание грунта). На территории, где много минерализованных источников часто встречаются карстовые явления. Именно из-за них храм начал медленную агонию.
Ка́рстовая воронка — наиболее распространённая карстовая форма рельефа умеренных широт, замкнутая впадина от нескольких метров до десятков метров в диаметре обычно воронкообразной формы. От колодцев и шахт отличается тем, что кверху расширяется. Изучением карстовых воронок занимается карстоведение.
И как будто такой судьбы было недостаточно. Частые землетрясения усугубили ситуацию и ускорили процесс «затопления». В XIX веке службы приостанавливают, и постепенно церковь остается сама по себе, заброшенная и забытая. В 1979 очередной подземный толчок лишает церковь крыши. Риск потерять исторический памятник заставляет муниципалитет начать срочные работы по замедлению опускания здание под грунт и предотвращению дальнейших обрушений. По плану должно было последовать полное восстановление, но проект остался на бумаге. Церковь до сих пор заброшена и продолжает медленно тонуть.
Успели спасти барельеф Благовещения, купель для крещения (оба датируются четырнадцатым веком), фреску и каменный алтарь. В данный момент они находятся в музеях.
Из-за сюрреалистического пейзажа и трагичности этого места в 1983 году русский режиссер Андрей Тарковский выбрал его для съемок сцены в фильме «Ностальгия». Главный герой после долгого одинокого скитания входит в церковь, где встречает маленькую девочку. Он размышляет о ценности счастья между чтением книги и рюмкой ликера, поджигает книгу и засыпает в церкви.
И как герой Тарковского, страдающий от душераздирающей тоски, видит в тонущей церкви девочку, я слышу шорох и нежное воркование. Чувства натянуты в тугую струну, готовую порваться в любой момент. И вижу не девочку, а белую голубку. Она недоверчиво погладывает свысока: «Мол, что ты делаешь в моем царстве?» Она пьет из прохладного источника. А я понимаю, что пора уходить. Часто ли встречаются такие совпадения? Знак? Судьба? О чем хотело сказать мне умирающее здание?
Вспоминаю слова героя фильма: «Невыраженные чувства никогда не забываются».
Может, он был не прав? Я выразила чувства, но не забыла.
----------------------------------------
Подписывайтесь на канал , вас ждёт много интересного!
Для связи со мной: инстаграм @urbex_terapia ссылка .
Или email: alternative-italy@yandex.ru
Фотографии и тексты являются интеллектуальной собственностью автора и не могут быть использованы без разрешения