Найти тему

Ingvar Ninson: Красная книга

«Красная книга» — на мой взгляд это откровенный неформат плюс затейливо сплетенный  сюрреализм, в ярких картинках постмодернизма и метапрозы. Приправленный философско - этической составляющей. Книга в книге, игра в игре, сон во сне, на пол пути между ничто и бытием, где главный герой выступает как двойник и представитель автора. В результате чего, читатель становится не наблюдателем, а как бы соучастником творческой игры. Ведь неслучайно псевдоним автора тождественен с именем главного героя.

А жизнь колдуна — это слова, написанные в Мактубе.И нужно с умом подбирать выражения и строить фразы. Слова слабы. Как говорится, точто вырублено топором, того не перечеркнёшь пером. Но, кроме них и вовсе ничего нет.Вот и приходится опираться на их чернильную эфемерность.Вначале надеяться, что слова будут верными.Потом уповать, что их прочтут.— Я не буду пробовать, — поправил себя Ингвар. — Я сделаю.

Об авторе:

Не совсем стандартно, и даже где-то на грани. И всё-таки, позволю себе.

Аннотация:

«Улыбаешься — значит, не сломался!»,
— раз за разом повторял себе Ингвар Нинсон, по прозвищу Великан.
Он помнил себя добродушным сказочником, обжорой и любимцем Лалангамены. И никем другим.
Все меняется, когда Ингвара принимают за легендарного колдуна и бросают в темницу.
Истерзанный, полуживой, Великан решается на побег, чтобы выяснить, кем же он был на самом деле.
Вскоре становится ясно, что никакого «на самом деле» нет.
Каждый день приходится выбирать, кто ты. Снова и снова.
Это становится началом.
Пути к себе, где ориентиром служат лишь собственные представления о порядочности.
Истории лжецов, где можно верить только собственным рунам и сбитым кулакам.
Игры в Башню Фирболга, где нельзя победить, но можно хотя бы не сломаться.
… Уголёк, идём!

                                                                                   ***
В процессе написания отзыва, честно хотела взять правила оформления рецензий. Как эталон. Но, вдруг поняла —
Невозможно подойти со стандартным лекалом к Великану. Я старалась со всем возможным тщанием, а костюмчик ни как не хотел сидеть  непринуждённо легко и свободно и в результате получалась —
 унылая «суть»,  размазанная в художественные кругляши в надежде отыскать пару возможно застрявших рубинов.
Это вам и отсылка на само произведение, и попытка оправдаться, что правила соблюсти опять не вышло.

И так, начнём:

 Художественная образность, какая-то певучесть языка повествования, смысловая насыщенность, яркие метафоры, аллюзии, вроде бы нарушающие правила и традиции повторы, создают ту самую атмосферу сюрреализма. Текст по-настоящему укачивает, что-то  нашептывает, окутывает дымом, буквально заставляет сердце срываться с ритма.  Дает какое-то болезненно - тревожное, пронзительно - щемящее ощущение. С самой первой сцены, тяжеловесной в своей мрачности, ужасающей насыщенностью и реалистичностью пыточного подвала. Пропускает через читателя как отражение, весь спектр чувств, ощущений и эмоций, где слова порой не несут особой смысловой нагрузки, а являются лишь инструментом, виртуозно играющим на струнах сознания и души. Это горловое пение шамана, завораживающее и размывающие границы реальности.

Нелинейность повествования и некоторую калейдоскопичность событий, а также мастерского чередования яркого художественного стиля, с множеством вкусностей, кружевных красивостей и вдруг, внезапно переходящим в разговорный — упрощенный. И даже местами, достаточно корректную, но так напоминающую нам обсценную лексику, придуманного автором для этих случаев «специального языка». Не убоюсь причислить к достоинствам произведения. Этот интересный авторский приём, позволяет вынырнуть из состояния полного погружения, отойти от завораживающего звучания темпоритма, буквально перевести дух. Потому что, залпом это читать не получается, так как  вызывает сильный эмоциональный отклик. Срочно нужна
рекламная пауза! И она нам дается со всем мастерством и предельной чуткостью автора. На мой взгляд, та самая золотая середина и хорошо сбалансированное чувство меры. Правда пару раз, я всё же буквально сбегала со страниц книги, отправившись в комментарии  под обсуждения романа, чтобы прокричать там переполняющие меня эмоции и задать пару вопросов автору.

Сюжет —  многослоен, закручен спиралью в довольно сложную конструкцию, ассоциирующуюся с винтовой лестницей. Нет, скорее даже картинкой молекулы ДНК (представьте на сколько не просто размотать эту биокатушку).

Мир —  мозаичен, многоэтажен. Окрашен лоскутно. От темной палитры, подвальной сырости, мокрой серости стен убежища, коричневой унылости городов на карте, акварельно — молочной размытости астрального мира. И абсолютно непроницаемой завесой, чёрными дырами, белыми пятнами, того что от нас пока ещё скрыто под символичным полётом дракона, и описанием нескольких видов драконов, которых редко видят, видят только в небе и никогда вблизи. С загадкой? Подсказкой? В виде инверсионного следа, якобы дыхания дракона. Интрига, что откроется нам в продолжении?
И бонусом -  россыпь цветных и ярких картинок

А вот вам!

Со временем облака, как и положено, заняли своё место над головой.Тропинка уводила вниз, но теперь она не тонула в молоке, а вела к целому миру.Отсюда, с высоты, открывался сказочный вид на остров.Синева блестящих рек и озёр. Яркая зелень леса и лугов. Жёлтые и коричневые, как колонии грибов, проплешины, ещё не заросшие травой.

Разве не ярко?

Сюжетные арки и линии —  многочисленны и извилисты как благородная плесень в круге сыра «Дор-блю». Заморский деликатес, или неудобоваримый продукт — Решать будет каждый самостоятельно. Сообразно своим вкусам и предпочтениям.

Герои главные и второстепенные персонажи — Колоритны, где надо выпуклы, а где надо вогнуты. Прописаны яркими, жирными мазками, четкими линиями, проретушированные со всем тщанием и умением.
Ингвар Нинсон - Реально толстый персонаж, словами Элочки Людоедки - Хорош Парниша!
 Тирен Тайлер —
личная шизофрения героя, второе я, глубоко запрятанное, этакий ироничный имплант, дающий мудрые и часто утратившие свою актуальность или откровенно идущие в разрез с желанием ГГ советы, которые не всегда оказываются верными, и часто игнорируются.
Тульпа — эфемерная женщина, красивая, безусловно любимая, бесконечно нежная, злобно ироничная и почему-то, опасная. Это не простой персонаж, это значительная часть, сознания героя. Здесь остро ощущается какая-то, болезненная тайна, что-то осязаемо трагичное, вымученное, сокровенное и потаённое.
 Умилительно трогательный фамильяр Уголёк — последствия болезни(заговора), и следствие исцеления благодаря примирению и принятию. Это глубинные инстинкты, на уровне первобытных эмоций. Ещё не желания, а как бы внутренний посыл, импульс, побуждение.
Не совсем разобралась с Грязнулькой — сломанная игрушка, жестоко травмированная, вымученная своим существованием. А, сознаюсь честно, вообще не разобралась. Может это какая-то глубинная тема отцов и детей, защиты и понимания... Всё сложно.
Злодеи и даже один сумасшедший нацист, вычурно - карикатурны, по - сказочному просты и не замысловаты. Массовка сообществ со своей стилистикой, попыткой подчеркнуть бессмысленную свою  самость  — иронично гротескные формы, показывающие бесполезность и игрушечность их существования. Эгоистичные в своем потребительском статусе сёстры вампиры, совсем не поняла зачем они там появились, но может быть это, какая-то закладка на будущее?

Мои ассоциации: 
Дали — «сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
Кэролл — сумасшедший шляпник с выбеленным лицом, и часто часто, появляющаяся ироничная улыбка чеширского кота. Кастанеда — может потому, что путь и попытки осознания себя.
И почему-то Кинг, то есть его клоун.
Джокер из карточной колоды, в колпаке с колокольчиками.
Всё это беспрестанно всплывало на задворках сознания, как навязчивые рекламные окна в соцсетях, в процессе чтения и без сомнения, добавляло антуража. А завораживающий темпоритм и красивая закрученность фраз, позволяла услышать — вой северного ветра в верхушках сосен, шум накатывающих волн на пустынный галечный пляж холодного моря, горловое пение шамана под звуки бубна и варгана. Даря потрясающе правдоподобные ощущения буквально заставляющие учащаться пульс и срывая сердечный ритм.Вот такая «клядь тахикардия»! Что, повторюсь, несколько раз заставило меня прервать чтение, то есть сбежать и отдышаться.

Что показалось особенно привлекательным — 

1.Философская компонента.  Да, мы не увидим здесь новых философских открытий, какой-то принципиальной новой теории. Но, обязательно заметим насколько выстраданы, обдуманны и пропущены через себя эти самые самости, простые до банальности вещи, о которые каждое поколение снова и снова набивает себе шишки. Здесь чувствуется жизненный опыт и собственные выводы и опять же готовность дарить. Текст изобилует переодически разбросанными как хрустальные бусины в траве фразами, которые так и хочется расстащить на цитаты:

— Тот, кто хочет попробовать — пробует.— Тот, кто хочет сделать — делает.— Попробуй, одолей океан ожиданием.

    — Без толку лить чай в полную чашку.

    — Настойчивость смягчает судьбу.

    — Завтра лишь ещё одно имя для «никогда»

Эта книга — о преодолении, о поиске себя, о сохранении своей личности и целостности, о необходимости определения цели и достижении его всеми усилиями, до краёв наполненная глубоким философским смыслом, замешанном на Сюрреализме. Полная глубинных исследований и душевных терзаний, отчаяния и надежды, затейливо трансформируемых через физическую боль и возможности исцеления.
Она заслуживает стоять на полке рядом с трудами Абу Ибн Сина, Конфуция, Кастанеды. И пусть она не несёт какой-то, принципиальной философской концепции, а всего лишь объединяет и показывает яркими красками уже существующие. На мой взгляд, художественная ценность книги от этого совсем не теряется.

2. Одна обыгранная в сюжете ниточка, просто не смогу не отметить.

На мой взгляд удачно проведенные параллели с современным миром и современными гаджетами завладевшими сердцами, поступками и помыслами нынешнего поколения. Иронично — смешно и беззлобно, без осуждения. Тонкая, затейливая ниточка вплетеная в несколько сюжетных арок. Это я о пользователях «ксонов», «чёрных зеркалец в оправе или книжице, использующееся в повседневных ритуалах».

Мода вести себя с миром, как ленивая, избалованная любовница, всегда нравилась Нинсону, хоть сам он и не следовал ей. Он понималМактуб — великая книга, что каждый человек пишет мыслями, словами, действиями. Лог о воплощении, который можно будет перечесть после смерти. Судьба.

Подумалось во время прочтения - А что останется после нас, после того как жизненный цикл завершится? Многие ли могут похвастаться что, вписали своё имя в книге по имени жизнь? И повиснут безмолвием наши странички в соц. сетях. А вдруг кто-то прочтёт, улыбнется. И значит, что есть и у тебя иллюзорный шанс не на долго ожить. Эфемерный след в виртуальной реальности.
3. Юмор.  Не железный грохот модного ныне стеба, не ошеломляющий самим своим существованием так называемый черный, юмор. Не отупляющий простотой своей и скудной классичностью западный пук, или мордою в торт. А настоящий, тонкий своей изящностью и ироничностью, скромно парящий той самой улыбкой чеширского кота.

Что помогло читать и врубаться в историю, не ощущая себя альтернативно одарённым.

Глоссарий - Тонкая и полезная книжица - справочник. Открытая отдельной ссылкой, которая быстро помогла ознакомиться с языком и некоторыми особенностями мира.

Важный момент, который хотела бы отметить.
При прочтении, стойко сформировалась уверенность, что так не может писать молодой, начинающий автор. Для этого надо как минимум получить богатый жизненный опыт, как говорится пройти через огонь, воду и медные трубы. Ну слишком другого уровня этот текст. Та дам! Опять медленно таящая  пресловутая улыбка.

Осталось несколько вопросов к автору.
Кстати, дельный совет задавать вопросы, я недавно получила от
Александра Зайцева правда там говорилось о критике, здесь это не совсем так, но вопросы у меня есть. И задать я их задам, правда некоторые из них я уже ставила перед автором. И получила в ответ, только очередную, дежурную улыбку того самого «Клядь» «Чеширского кота».
???
Почему я слышу завывание Северного ветра, звуки бубна и дробь барабана?
Каким дымом Вы обкурили свою книгу, прежде чем она мне досталась?
Автор Вы кто? Колдун или Северный шаман?

По прочтении вдруг поняла, что получила огромный посыл — Надежда пребудет всегда, не надо говорить — надо просто взять и сделать.  Я в состоянии написать любые слова в Мактубе и без страха вступить на брошенную на дорогу  руну Райд.

Отсюда вопрос -

Автор Вы кто -  Гуру?      Мессия?

И последнее, кому подойдет эта книга:

Представления не имею. Наверное, всем — кто способен словить кайф от красиво закрученных и грамотно построенных сложносочиненных фраз и предложений. Наверное, тем — кому в радость читать неформат. Наверняка, тем кто образно мыслит и способен раздвинуть границы реальности. И конечно же, тем кто любит порассуждать о смысле всех смыслов во смыслах и бесконечности бытия. Любителям головоломок и закадок. И тем, кто боится до дрожи вдруг оказаться самым крайниим в рядах тех кто «шарит». Эту книгу не получится взять с собой в дорогу. Это лучше читать у камина укутавшись в плед, с кружкой ароматного чая или  горячего  шоколада.

Читать: Красная книга. Ingvar Ninson.