В октябре 2020 года истек срока действия эмбарго Организации Объединенных Наций на поставки оружия в Иран.
После чего распространялись слухи о том, что иранские ВВС могут начать закупки новых истребителей, поскольку их парк состоит в основном из устаревших американских самолетов времен войны во Вьетнаме.
Двумя основными истребителями Ирана являются McDonnell Douglas F-4D/E Phantom и Northrop F-5E Tiger II, которые представляют собой модернизированные варианты самолетов поступивших на вооружение в 1960 и 1962 годах. Из 18 истребительных эскадрилий 11 полностью состоят из F-4 и F-5. В настоящее время на вооружении находятся примерно 90 единиц F-5 и 70 F-4.
Оба самолета изначально принадлежали ко второму поколению, но приобретенные Ираном модернизированные варианты, считались истребителями третьего поколения. Кроме того, истребители F-4 импортировались с управляемыми ракетами «воздух-воздух» средней дальности и полуактивной радиолокационной головкой самонаведения AIM-7 Sparrow.
Хотя самолеты и были позже модернизированы внутри страны, они считались устаревшими уже с начала 1980-х годов. Уже тогда F-4 понесли потери в незначительных столкновениях с F-15 королевских ВВС Саудовской Аравии, хотя зачастую и были в большинстве.
Модернизация иранских истребителей F-4 и F-5 была направлена на улучшение их возможностей для выполнения миссий, отличных от ведения воздушного боя. Например F-4 оптимизировали для задач "воздух-земля" и борьбы с кораблями.
Истребители так же оснащались высокоточными управляемыми ракетами собственной, иранской разработки, которые были продемонстрированы в бою с беспилотниками в Сирии.
Для борьбы с морскими целями использовались китайские крылатые ракеты, которые с 2000-х годов производились в самом Иране по лицензии. В этом случае очень пригодились высокая выносливость, грузоподъемность и скорость F-4. "Старички-истребители" еще могут оставаться жизнеспособными по крайней мере в качестве штурмовиков.
В то время пока F-4 и F-5 быстро устаревают, остается неясным, действительно ли иранские ВВС намерены постепенно выводить их из эксплуатации или намерены прикупить доступные самолеты. А выбрать есть из чего, например китайский Chengdu J-10, китайско-пакистанский PAC JF-17 Thunder или российский МиГ-29М.
Возраст изношенных и построенных с использованием устаревших технологий самолетов влечет за собой высокие эксплуатационные расходы. Чего нельзя сказать о современных легких многоцелевых истребителях, которые представлены на мировом рынке.
Казалось бы, разница в эксплуатационных расходах означает, что Ирану дешевле было бы приобрести новые истребители, а не оставлять старые на вооружении. Но несмотря на все преимущества замены, иранские ВВС могут предпочесть сохранить свои устаревшие истребители по ряду причин.
Основная из которых заключается в том, что иранский оборонный сектор проработал с F-4 и F-5 около 60 лет. Они не только хорошо знакомы с конструкцией, но и разработали целую отрасль для обеспечения технического обслуживания, модернизации, производству запасных частей, улучшению авионики.
Если же Иран перейдет на иностранную конструкцию истребителя, даже такого простого в обслуживании, как JF-17, эта промышленность и высокая степень самостоятельности будут потеряны. Иранские ВВС станут зависимыми от иностранных источников запасных частей, ТО, боеприпасов и всевозможных модернизаций.
F-4 и F-5 до такой степени превратились в чисто иранские истребители, что последние даже производятся самостоятельно. После многолетних разработок по обратному проектированию и внесения своих доработок, у Ирана получился собственный самолет под названием Kowsar (Молния).
Официальные источники в Иране объявили, что страна разрабатывает новое поколение тяжелых истребителей, а это может позволить промышленности перейти от обслуживания F-4 и F-5 к созданию новых отечественных самолетов, и сохранить при этом собственные производства.
Возможно это и не будет столь же экономически эффективным, как приобретение уже готовых иностранных самолетов, но давние заявления Ирана по самообеспечению означают, что это может быть для них более выгодным. Это позволит сохранить отечественную промышленность, пусть и высокой ценой и они вряд ли полностью откажутся от F-4 и F-5 в ближайшее десятилетие.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!