Когда вам будут говорить, что самый средневековый квартал города это Марэ — не верьте. То, что мы видим там сегодня — это в основном постройки XVII в. после открытия Королевской площади (сегодняшней площади Вогезов), а парижское Средневековье — на Сите, на Левом берегу и вот в этом старинном квартале вокруг рынка. Кстати, прочитайте про рынок. Не имею представления, как работает Дзен и как он генерит показы, но кажется, что текст про рынок вообще никто не увидел.
Доказательством богатого средневекового прошлого района могут служить сохранившиеся названия улиц. Некоторые из них упомянуты в стихотворной форме в произведении Гийо Парижского, автора к XIII в., например: Бельевая ул. (la Lingerie), где жили белошвейки, ул Прачек Сент- Оппортюн (Rue des Lavandières-Sainte-Opportune ) или улицы Большого и Малого разбоя (Grand-Truanderie, Petite-Truanderie), ул. Двух Экю (Rue des Deux-Écus) и конечно ул Ферронри (Железная ул., где убили Генриха IV 14 мая 1610 г.). Но мне большего всего нравится ул. Пеликана, где жили проститутки и название которой со временем трансформировалось в пеликана из очень неприличного rue de Poil au Cul, ул. Волосатой задницы.
Не смотря на огромный размер Форума Лез Алль (торгового центра), доминантой квартала все-таки можно считать церковь Сент-Эсташ (св. Евстафия) Она прямо на площади перед Форумом, не заметить невозможно. История ее началась в XIII в. с небольшой часовни св. Агнесы, позднее сюда передали мощи св. Евстафия, великомученика II в., вероятно, из аббатства Сен-Дени.
В 1251 г. в этой церкви проповедовал некто Якоб, венгерский монах, собравший так называемый "Народный крестовый поход" или "Крестовый поход пастухов", 100 тыс. крестьян и горожан удалось ему собрать своим красноречием, изначально для избавления из плена французского короля Людовика IX (Святого). Сначала его мать, Бланка Кастильская, действительно подумывала использовать эту силу для этой цели, но движение стало приобретать антифеодальный характер, лидеров его быстренько казнили, крестьяне разбрелись по домам.
Количество прихожан росло, церковь расширялась, перестраивалась в XVI в. при Франциске I. В 1558 г. юноша, вошедший в эту церковь, был назван разгневанной старухой лютеранином; этого молодого человека тут же окружили, вытащили на улицу и безжалостно убили.
А современного вида церковь достигла только в концу XVIII в., когда все равно не хватило средств, поэтому сегодня на западном фасаде мы видим только одну достроенную башню вместо задуманных 2. Это уникальное здание, объединяющее архитектуру готики с ренессансными элементами декора и классическим фасадом, хотя в XIX в. церковь страшно ругали как раз за отсутствие чистоты стиля.
Благодаря большому количеству окон (см. фото), интерьер очень светлый. Здесь похоронен Жан Батист Кольбер и можно увидеть его надгробие работы Антуана Куазево, здесь крестили Ришелье и Мольера, а также маленькую девочку Жанну Пуассон, вошедшую в историю под именем маркизы Помпадур. В этой же церкви отпевали мать Моцарта, которая умерла в Париже. Во время революции Сент-Эсташ служил местом встречи рыночных торговок. В церкви можно увидеть несерьезный макет старого рынка Лез Алль и множество произведений искусства.
Наискосок от церкви стоит большое центрическое здание с куполом это бывшая Зерновая или Хлебная биржа, построенная в 1763 на месте еще одного дворца Екатерины Медичи. В 1572 она внезапно решила покинуть совсем еще новый дворец Тюильри и купила несколько участков на этом месте, переселила пару монастырей, влезла в долги, но переехала сюда спустя несколько лет, хотя использовала этот дворец, который стали называть Дворцом Королевы всего несколько лет. Потом у зданий было много владельцев и больше он известен как отель де Суассон.
Вот отель Суассон и на этой гравюре во дворе мы видим высокую башню. Она до сих пор стоит, практически вмонтирована сегодня в стену здания биржи. Башня была построена по приказу Екатерины, а вот для чего- неизвестно до сих пор, вероятно, для астрономических наблюдений.
Сегодня в здании биржи открылся музей современного искусства Франсуа Пино, миллиардера, чья компания владеет брендами "Gucci", "Yves Saint Laurent" и другими, а его сын женат на актрисе Сальме Хайек.
С другой стороны Форума стоит еще одна древняя церковь, но ее, почему-то путеводители игнорируют- Сен Ле- Сен Жиль. Один из ее фасадов выходит на Севастопольский бульвар, при прокладке которого были уничтожены 3 часовни церкви, уже на границу I округа. Зато западный фасад смотрит на королевскую дорогу Сан-Дени, наследницу римской cardo (главной дороги любого римского города, по направлению север-юг), ведущую к самому почитаемому и важному аббатству Парижа- аббатству Сан Дени.
По этой дороге короли шли в Реймс на коронацию и в последний путь в усыпальницу аббатства. С XII века из маленькой часовни выросла большая приходская церковь, куда в 1819 году были привезены мощи Св. Елены.
Как они вообще попали во Францию? Они были украдены, давно, не в XIX в. в Риме монахом из аббатства Сен-Пьер в Марне (cевер Франции). Но ему никто не верил, что это мощи св. Елены. В итоге монаха приговорили к испытанию кипятком (на честность, не за воровство). Св. Елена его, конечно же, защитила. Но, справедливости ради, эта история есть только на сайте церкви, в книгах мне она пока не встретилась.
Последний сюжет на сегодня. Эта картина и ее автор не имеют никакого отношения к Парижу (хотя имеют, но оччень опосредованное), просто мне кажется, что так должен выглядеть Портос, вот это прям он! Ну, согласитесь! Именно в этой церкви он изводил госпожу Кокнар, когда хотел, чтобы она открыла-таки сундук своего прокурора для экипировки любовника. Заигрывал с другой дамой на глазах несчастной прокурорши. С дамой с красной подушкой и арапчонком.
Вот. Ну тут я плАчу, потому что невозможно все запихнуть в один пост. Буду в Телеграм дописывать.
#история парижа #церкви парижа #1 округ #les halles
Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.