Франца Кафки "Замок" о чём произведение?! Это продолжение подробного разбора "Замка" от Франца Кафки. Первая часть здесь
Теперь, чтобы дополнить образ «обездоленного, безвинно страдающего человека, мучительно, но неуклонно стремящегося отыскать зерно постижимой правды в лабиринтах несправедливого социума», разберём отношения К. и Фриды.
В гостинице К. знакомится с Фридой, которая работает буфетчицей.
«Ну – сказала Фрида примирительно, - у неё были основания для смеха. Вы спросили знаю ли я Кламма, а ведь я… - И она невольно выпрямилась, и снова её победоносный взгляд, совершенно не соответствующий их разговору, остановился на К. – Ведь я его любовница». «Любовница Кламма?» – сказал К. и она кивнула. «О, тогда вы для меня… - И К. улыбнулся, чтобы не вносить излишнюю серьёзность в их отношения. – Вы для меня важная персона».
Узнав, что Фрида любовница Кламма, чиновника из Замка, К. соблазняет её и они становятся любовниками.
Совершенно откровенно нам рассказывается о том, что эти отношения завязываются исключительно потому, что Фрида любовница чиновника из Замка Кламма. К. планировал каким-то образом использовать связь Фриды с Кламмом в своих целях. Но Фрида, увлечённая К., бросает Кламма.
«И, словно чувствуя поддержку К, Фрида вдруг сжала кулак, постучала в дверь и крикнула: «А я с землемером! А я с землемером!» Кламм, конечно, сразу замолчал. Но К. встал, опустился возле Фриды на колени и оглядел комнату в тусклом предрассветном полумраке. Что случилось? Где его надежды? Чего мог он теперь ждать от Фриды, когда она так его выдала? Вместо того, чтобы идти вперёд осторожно, как того требовала значительность врага и цели, он целую ночь провалялся в пивных лужах – теперь от вони кружилась голова. «Что ты наделала? – сказал он вполголоса. – Теперь мы оба пропали»
То есть Фрида, также как и другие жители Деревни, интересна К. лишь как способ приблизиться к Замку. Он планировал её использовать, для этого он её и соблазнил, но что-то пошло не так.
Ради К. Фрида бросает Кламма, и теряет свою работу, престижную по меркам Деревни. Они уходят вместе в гостиницу, где ночевал К., но К. выгоняют из гостиницы. Фрида уходит вместе с К., и они поселяются в школьном классе.
Фрида настолько ценит К., что берёт на себя всю грязную работу. Моет полы, наводит порядки, чистит и стирает его одежду, договаривается с тем, с кем К. уже испортил отношения. Фрида упрашивает учителя всё же взять К. на работу, после того как их выгнали из гостиницы. А К. не мог заставить себя снизойти до этого.
Он всё время витает в своих стремлениях к Замку, полон самомнения, и не считает нужным снизойти до людей в Деревне.
Ни разу в произведении не упоминается, что К. испытывает к Фриде нежность, страсть, любовь, заботу и т.д. Зато К. обращает внимание, что она сделала уютной комнату, где был беспорядок, почистила его вещи, приготовила завтрак. Его позитивные мысли, связанные с Фридой, связаны с комфортом, который она для него создает, а не с ней самой по себе.
Ночью, чтобы обогреть помещение в школе, К. взламывает дверь сарая, чтобы набрать дров. Утром взбешенный учитель начинает выяснять, кто же взломал дверь. Фрида пытается взять вину на себя, но на вопрос учителя, кто взломал дверь, помощники К. показывают на К. Взбешенный учитель собирается выпороть помощников за ложь, и Фрида признаётся, что дверь взломал К.
К. не только не мешал Фриде брать его вину на себя, но и осудил ее за то, что она призналась, чтобы не пороли помощников.
«А так как сейчас Фрида ради помощников пожертвовала мной, - тут К. сделал паузу, и слышно было, как за одеялами рыдает Фрида, - то, конечно, надо всех вывести на чистую воду»
Отношения К. с Фридой начинаются из-за ее близости к Кламму, и заканчиваются, когда этой близости у Фриды уже нет. Потому что К. интересовала не сама Фрида, а её близость к Кламму, чиновнику из Замка.
«За несколько дней, прожитых с К., с ней произошла такая перемена. Работа в буфете гостиницы была, конечно, нелегкой, но подходила ей больше. А может быть, разлука с Кламмом была истинной причиной такого спада? Близость с Кламмом придавала ей безумное очарование, и К., поддавшись этому соблазну, привлёк её к себе, а теперь она увядала у него на руках».
К. отправляется к семье Варнавы, узнать нет ли очередного письма. Пока он там слушал длинный рассказ Ольги, Фрида вернулась в гостиницу на должность буфетчицы. Фактически Фрида бросила К. ради его помощника Иеремии.
К. опять остался один.
К. очень эгоистичен. Другие люди его интересуют лишь настолько насколько они могут быть ему полезны. К чувствам, желаниям, надеждам других людей К. абсолютно равнодушен. В любом классическом произведении такой персонаж как К. вряд ли бы вызвал наше сочувствие или сопереживание.
По сюжет К. постепенно, но неуклонно, спускается вниз по социальной лестнице. К. приходит в Деревню землемером и, несмотря на то, что в Деревне к нему относятся недружелюбно, за ним признают некую связь с Замком, которая ему в глазах жителей Деревни что-то даёт. Потом он получает письмо Кламма, вроде бы подтверждающее его положение. Потом староста ему говорит, что землемер не нужен, его выселяют из гостиницы, но дают ему работу сторожа в школе.
«Школьный сторож нам нужен не больше, чем землемер. Что землемер, что сторож – одна обуза нам на шею!»
К. становится школьным сторожем и должен жить уже в школьном классе, а утром должен освобождать этот класс, потому что там будут уроки. Он начинает работать сторожем в школе, но и оттуда его очень быстро пытаются выгнать. У К. были помощники, он их прогоняет. От него уходит Фрида.
Под конец он соглашается тайно жить в гостинице в коморке с Пепи и её двумя подругами. А вместо работы сторожа ему предлагают работу на конюшне.
За многочисленными и длинными диалогами это можно упустить, но если обдумать хронологию событий, то в общем-то очевидно, что положение К. в Деревне постоянно ухудшается.
Такой же постепенный, но неуклонный спуск вниз был и у Карла в Америке. На каждом новом этапе Карл и К. оказываются в худшем положении, чем были до этого.
Кстати, люди, которые находятся рядом с К., тоже спускаются вниз вместе с ним.
Фрида, пока находится рядом с К., также спускается вниз по социальной лестнице. При этом ее спуск связан строго с К. Как только она с ним расстаётся, она без труда возвращает утраченное. Из-за К. она уходит от Кламма и теряет хорошую работу. Придя с К. к хозяйке гостиницы, она наводит порядок и уют в их комнате, но из-за К. их выгоняют. При этом выгоняют только К., Фрида может остаться, но она уходит с К.
Но когда Фрида расстается с К., ее жизнь быстро налаживается. Ее берут назад на ее прежнюю должность, а по сюжету это достаточно статусная должность в Деревне. У нее также налаживается и личная жизнь.
Кстати, когда К. в гостинице просит у нее поесть, она приносит ему тарелку еды, из которой уже кто-то ел. Эту еду она приносит из своей комнаты, где как раз находится Иеремия, бывший помощник К. И К. съедает принесённое. Получается, что К., который был начальником Иеремии, теперь ест его объедки. Они поменялись местами.
Потеряв Фриду, которую К. не ценил, и помощников, которых он самостоятельно прогнал, К. начинает думать, как их вернуть. Вернуть упущенное.
Не менее интересная ситуация с К. и его помощниками.
Когда К. впервые встречается с помощниками, они ещё однозначно люди, но чем дольше они остаются с К., тем больше они становятся похожи на животных. К. запрещает помощникам разговаривать с кем-либо без его позволения, и они по сути и не разговаривают, могут показывать пальцем, переглядываться, перешёптываться и т.д. По описанию больше похоже на то, как общаются между собой две собаки, чем два человека.
Помощники ходят за К. по пятам, как собака за хозяином. Никакому слуге это не нужно делать, а домашние собаки как раз так и делают.
Ночью один из помощников забирается на тюфяк на место Фриды рядом с К. Какой человек так может сделать? Слуга или помощник?! А домашняя собака как раз так делает.
«Вслед за ними в комнату проникли и помощники, их прогнали, но они влезли в окошко. К. слишком устал, чтобы еще раз их выгнать»
Какой слуга вторгается в комнату господина вопреки его воле? Никакой. А домашнее животное как раз так делает, оно хочет быть рядом с хозяином вне зависимости от желаний хозяина.
«Спору нет, они были нетребовательными, пристроились в уголочке, на двух старых женских юбках»
Кто у нас в уголочке на подстилке живёт?
«Нашлось два стула, К. с Фридой сели к столу, а помощники – у их ног на подмостках кафедры, но они никак не могли усидеть спокойно и даже мешали есть. Хотя им всего уделили вполне достаточно и они еще не справились со своей порцией, но то и дело привставали и заглядывали на стол – много ли там еще осталось и дадут ли им еще что-нибудь»
«И она вправду вздрогнула, когда один из помощников высунулся из-под стола, отчасти – проверить, есть ли в запасе еда, отчасти – чтобы понять, о чем они всё время шепчутся»
Когда К. прогнал помощников и закрыл за ними дверь, «они стали рваться назад, взвизгивать и стучать в дверь».
Ровно то, что сделала бы домашняя собака, если бы хозяин оставил ее за закрытой дверью.
С одной стороны, формально вроде бы помощники люди, и даже изредка что-то говорят, с другой стороны, они так описаны, что на ум гораздо чаще приходят две домашние собаки.
Когда К. выгоняет помощников, они сначала остаются за дверью и пытаются вернуться к К. Потом они начинают дежурить за окном. Потом перемещаются дальше от окна – к забору, и оттуда тянут руки к К. в надежде вернуться. Так постепенно они уходят из орбиты влияния кризисного человека К., постепенно отдаляясь от него… и становясь обратно людьми!
Когда К. в тот же день, когда он прогнал помощников, встречает одного из них, Иеремию, он его не узнаёт и, увидев его, спрашивает: «А ты кто такой?» А Иеремия себя ведет как полноценный человек и рассказывает К., что в Замке они оформили свой уход со службы.
После того как Иеремия «оформил свой уход со службы», он тут же становится полноценным человеком. Говорит с К. на равных, и увёл с собой Фриду.
Это не единственные люди в произведениях Франца Кафки, которых он приближает к животным. Такие существа, между миром человека и миром животного, у Кафки бывают как главными героями, так и второстепенными.
Здесь лишь вкратце скажу, что в этом произведении помощники это второстепенные герои. В произведении они появляются как люди, со всеми человеческими чертами, но, когда они попадают в сферу влияния кризисного человека К., они становятся больше похожи на животных, чем на людей. Но когда К. прогоняет их, они уходят из его сферы влияния, и все человеческие черты к ним возвращаются. Подробнее о таких героях Франца Кафки здесь
Фрида, которая также попадает в сферу влияния К., не теряет человеческих черт, но пока она рядом с К. жизнь её катится вниз, как и у К., а когда они расстаются, у неё всё быстро налаживается.
Это произведение сильно перекликается с романом «Америка» (Пропавший без вести). В обоих случаях это истории о том, как человек пытается найти своё место в жизни, при этом речь не о каких-то высоких вещах, а именно о месте потеплее, поуютнее, посытнее. И в обоих произведениях, судя по всем, героя ждёт полное поражение. В обоих произведениях в начале произведения положение героя гораздо лучше, чем к концу произведения. Несмотря на все попытки, а в обоих произведениях герои пытаются устроиться в жизни, положение Карла и К. становится хуже, а не лучше.
Но акценты в этих произведениях разные. Карл в Америке совершенно инертен, он постоянно попадает в сферы влияния других людей и двигается по жизни вместе с этими людьми. Два раза он попадает в сферу влияния людей, которые могут и хотят ему помочь устроиться в жизни, и в эти периоды у него все относительно хорошо. А потом он попадает в сферу влияния людей, которые и не могут, и не хотят ему ничего дать, а сам он ничего не может изменить. И жизнь его идёт под уклон. Подробный разбор романа «Америка» здесь
К. активен и самостоятелен, он не попадает в сферу влияния других людей, но он неверно направляет свои усилия. Он землемер по сюжету, а значит ему жить и работать в Деревне. И ему нужно прилагать усилия, чтобы жители Деревни признали его, а он тщетно стремится в Замок, который, во-первых, недостижим, во-вторых, по сути, не влияет на жизнь в Деревне, в-третьих, стремясь к Замку, К. ухитряется совершенно испортить отношения с жителями Деревни.
Так вот, в этом произведении есть две истории, которые нам точно показывают, что проблема К. именно в том, что нужно было добиваться своего положения через Деревню, а не через Замок.