Найти в Дзене
Stone Cawthon Music Blog

Pink Floyd - "The Final Cut" (1983) - почему этот альбом недооцененный шедевр?

Оглавление

Наверное, грустно осознавать, что твоя любимая группа находится находится на грани распада, когда между участниками встает непроходимый барьер, и каждый сам замыкается в себе, записывая новый материал в не очень хорошей обстановке. Так происходило с альбомом "The Final Cut", легендарной британской рок-группы Pink Floyd. Альбом, который многие не взлюбили, и который стал последней записью группы, в которой участвовал Роджер Уотерс.

Предыстория

Белая, закрывающая от всего мира стена. Мечта для каждого интроверта.
Белая, закрывающая от всего мира стена. Мечта для каждого интроверта.

После записи такого сложного и, по-сути, фантасмагорического альбома, как "The Wall", в записи которого было просто неимоверное количество конфликтов и противоречий между участниками группы и продюсером Бобом Эзрином, и просто изнурительных и крайне дорогостоящих концертов в поддержку альбома, с дорогими декорациями, которые присутствовали на каждом концерте, и из-за которых группа понесла большие убытки, группа находилось в большом стрессе и напряжении. Также на мороз выставили еще и Ричарда Райта, который практически ничего не делал для альбома, и отдыхал в Греции. Впрочем, его уже ничего не волновало, в группе он или нет.

"К концу тура и фильма той группы "Pink Floyd" из четырех человек, какой она являлась с 1968 года, уже и в помине не существовало. Рик наслаждался изгнанием: он жил в Греции, в доме своей второй жены Франки, и смаковал блюда из лотосов. Отсутствие Рила лишь подчеркивало тот факт, что мы попали в замкнутый круг потери коммуникации" - Ник Мейсон
На одном из концертов, 1980 год. Каждый бы отдал как минимум жизнь, чтобы вернуться туда и взглянуть воочию на этот концерт.
На одном из концертов, 1980 год. Каждый бы отдал как минимум жизнь, чтобы вернуться туда и взглянуть воочию на этот концерт.

Группа готовилась также выпустить целый фильм по сюжету самого альбома, режиссером которого выступил Алан Паркер, а сценаристом сам Роджер Уотерс. Само кино было достаточно психоделичным, и его не стоит смотреть, если вы не слушали сам оригинальный релиз, потому что вы ничего поймете, да и впрочем, даже если вы прослушаете альбом, то фильм не сразу переосмыслите, как это было со мной. Но тем не менее фильм окупает бюджет, 22 лимона против 12, большая разница, и группа начинает записывать альбом-саундтрек, состоящий из композиций, записанных для альбома и фильма. Но события 1982 года, когда случилась Фолклендская война, взбудоражили Роджера Уотерса, и тот был готов писать абсолютно новый материал, под влиянием современных и актуальных тогда военных событий, а также приплетая Вторую Мировую Войну, как дань уважения своему погибшему на войне отцу Энди Флетчеру Уотерсу. Подзаголовок альбома гласил: "A Requiem for the Post War Dream by Roger Waters, performed by Pink Floyd. For Eric Fletcher Waters 1913−1944" (Перевод: Реквием по послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Пинк Флойд. Памяти Эрика Флетчера Уотерса 1913−1944)

Запись Альбома

Одним из продюсеров альбома был Майкл Кэмен, написавший саундтрек для таких фильмов, как "Крепкий Орешек", "Лицензия На Убийство", номинировавшийся даже на Оскар за фильм "Робин Гуд, принц воров".
Одним из продюсеров альбома был Майкл Кэмен, написавший саундтрек для таких фильмов, как "Крепкий Орешек", "Лицензия На Убийство", номинировавшийся даже на Оскар за фильм "Робин Гуд, принц воров".

Боба Эзрина послали куда подальше, из-за внутренних конфликтов с группой, когда тот заспойлерил все то, что будет на концертах в поддержку альбома "The Wall", с тем самым "грандиозным финалом", где, как многие поклонники группы знают, рушилась реально построенная стена. Одним из продюсеров альбома стал Майкл Кимен, ранее работавший с группой во время записи "The Wall". На "The Final Cut" он написал все оркестровые аранжировки и клавишные партии, вместо Ричарда Райта.

Альбом записывался на восьми разных студиях, но большая часть происходила в студии "Mayfair", где как раз работал Джеймс Гатри, который был одним из звуковых инженеров альбома, тоже работавший раннее над "The Wall". Тот работал вместе с Гилмором и Ником Мейсоном над гитарными и ударными партиями. Эндрю Джексон, один из звукорежиссеров альбома, работал над вокальными партиями Роджера Уотерса. Вспоминается даже один забавный случай, когда на одной из сессии "The Final Cut", в студии "Billiard Hall", Роджер готовился записывать вокальную партию, но получалось у него не очень. Кимен же, весь раздраженный, начал исписывать страницу за страницей своего блокнота непонятную фразу, а когда Роджер подошел посмотреть, чего он там понаписал, увидел фразу "Я не должен тр*хать овец".

"Майк не был до конца уверен, что именно он натворил в своей прошлой жизни, но фраза "Я не должен тр*хать овец" весьма подходила к ситуации" - Роджер Уотерс

Для записи была использована новая голофоническая система, придающая трехмерное и объемное звучание, благодаря которой многие звуковые эффекты попали на альбом, такие как взрывы, звук проезжающих автомобилей и пролетающих самолетов. Да, Pink Floyd умели работать со звуковыми эффектами и сэмплами до того, как это стало мейнстримом.

Оформление альбома

Оформление, на первый взгляд, может показаться скудным, но в нем тоже скрыто не мало смыслов.
Оформление, на первый взгляд, может показаться скудным, но в нем тоже скрыто не мало смыслов.

Оформление альбома создавал сам Уотерс, не привлекая к группе Сторма Торгенсона. На первой мы видим мак, одна из главных тем альбома, которая в Великобритании символизирует дань уважения погибшим солдатам во время Первой и Второй Мировых Войнах. Слева-направо расположены медали: "Звезда 1939-1945 годов", "Африканская Звезда", "Медаль за оборону" и "За выдающиеся летные заслуги".

-6

На внутренней обложке были размещены три фотографии, первая из которых изображает сцену на улице с протянутой рукой, держащей три мака, а вдалеке - солдат, стоящий спиной к камере. Еще на двух фотографиях изображен сварщик за работой, его маска украшена японским флагом Восходящего Солнца и ядерный взрыв - явная отсылка к композиции "Two Suns in the Sunset", о которых скоро позже. Тексты песен альбома напечатаны на обложке.

На первой стороне винилового диска изображено маковое поле, а на второй стороне солдат с ножом в спине лежит лицом вниз рядом с маками.

Это Роджер Уотерс
Это Роджер Уотерс

На задней обложке изображен офицер, стоящий прямо и держащий канистру с пленкой, из спины которого торчит нож. Канистра с пленкой и нож могут отражать бурные отношения Уотерса с режиссером фильма "Стена" Аланом Паркером.

Вообще оформление у этого альбома очень недооценено и оно ничем не хуже концепцией тех же "Wish You Were Here" или "Animals". Роджер Уотерс сделал очень сильное оформление, темы которых переплетаются в композициях, как японец в композиции "Not Now John" или удар ножом на фотографии пластинки, где изображен солдат с воткнутым ножом сзади, между лопаток в композиции "The Final Cut" (Дословно, переводится "Удар ножа").

Я думаю стоит теперь рассказать о композициях данного альбома, прежде чем мы перейдем к критическим оценкам, и я поясню, почему многие неправы насчет этого великого альбома, и расскажу, чем же закончился конфликт между Роджером Уотерсом и остальными участниками Pink Floyd, ведь этот конфликт, по сути, касался всей группы.

Обзор композиций

Side One

Открывает альбом "The Post War Dream", по названию которой уже можно понять, что нас ждет на этом альбоме. Определение "The Post War Dream" подразумевает под собой мечту о жизни после Второй мировой войны, основываясь на идеалах мира, добра, справедливости и взаимопонимания, т. е. тех, за которые в разное время отдали свои жизни Иисус Христос и отец Уотерса. Ну и уменьшительно-ласкательно имя Мэгги подразумевает под собой конечно же "любимую" англичанами Маргарет Тэтчер, устроившей военный конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова, и как раз под его влиянием альбом и вышел в свет. Великолепное начало, но дальше больше.

Последние звуки из "The Post War Dream", напоминающие шум поезда и разгрузки вагонов, медленно переходят к первой сильнейшей композиции на альбоме "Your Possible Pasts", которая слегка отдает "The Wall". Ну прямо чувствуется влияние предыдущего творения группы. Здесь же Дэвид Гилмор играет красивейшее соло в середине, но он еще покажет себя на этом альбоме. На альбоме очень часто упоминаются красные маки, значение которых я уже объяснял ("In derelict sidings the poppies entwine"), а строки "With cattle trucks lying in wait for the next time" (Перевод: Дожидаются очередного раза вагоны для перевозки скота) означают перевозку евреев в вагонах для скота во время Второй мировой войны в нацистские концлагеря. Женщина же, упоминающаяся в строках ("She stood in the doorway the ghost of a smile, Haunting her face like a cheap hotel sign, Her cold eyes imploring, the men in their macs") является образом Британии, провожающей британских солдат на войну, а последние строки поясняют производство шотландской фирмой одежды Macintosh для британской армии.

Также изначально в композиции присутствовали строки "Tongue tied and terrified we learned how to pray, Now our feelings run deep and cold as the clay", которые были убраны из изначальной версии песни, но присутствовали на конверте альбома. И мне кажется зря, ведь строки очень красивые и передают страх и риск солдат, участвовавших в военных действиях.

Альбом на какое-то время дает отдохнуть слушателю короткой "One Of The Few", которая, как мне кажется, рассказывает о внутренних размышлениях генерала, делающего рядовых из обычного пушечного мяса в жестоких бойцов, готовых умереть за родину, главное заставить хоть плакать, хоть подчиняться ("make them laugh, make them cry, make them lay down and die")

Изначально эта песня вообще не присутствовала на альбоме. Она была записана для "The Wall", но ее решили убрать, посчитав слишком личной, хотя она вошла в саундтрек к одноименному фильму. Позже ее выпустили на ремастере 2004 года, и она шла по списку четвертой. Лично я слушал два разных издания и скажу, что менее цельным альбом от нее не стал, а даже наоборот она стала отдельным недостающим кусочком пазла.

По-моему мнению, это самая нетипичная песня для группы. Полностью оркестровая, с отсутствием остальных инструментов. Конечно, до этого группа играла что-то схожее с оркестровым роком, но она мне напоминает "Eleanor Rigby" The Beatles с альбома "Revolver". Композиция была полностью записана оркестром под предводительством Майкла Кеймена, а также мужским хором под предводительством Ноэля Дэвиса. В композиции присутствуют отсылки к событиям в битве на Анцио, во время высадки британских войск в Италии в 1944 году, где как раз погиб отец Роджера Уотерса. Сам же Энди Флетчер Уотерс был младшим лейтенантом роты Королевских стрелков.

Песня полностью сопровождается мрачной партией на акустике, вместе с жуткой партией на электрогитаре. И эта песня, благодаря великолепным звуковым эффектам, слушается крышесносно, создавая какую-то отчужденную, вместе с пороками отчаяния атмосферу. В композиции присутствуют отсылки к гнусному школьному учителю из фильма "Стена". ("Jesus, Jesus, what’s it all about, Trying to clout these little ingrates into shape, When I was their age all the lights went out, There was no time to whine and mope about").Также я забыл упомянуть о фильме "The Final Cut", короткометражке, снятой по альбому, где актер, по имени Алекс МакЭвой, игравший учителя, играет ветерана Второй мировой войны, потерявший сына, внимание, опять в Фолклендской войне. Строки "When I was their age all the lights went out" имеют также реальные основы, когда во время войны в Великобритании гасили огни, чтобы соблюдать светомаскировку во время налётов немецкой авиации. А строки "And even now part of me flies over, Dresden at angels one five" отсылают к бомбардировкам Дрездена авиацией Великобритании и США 13—15 февраля 1945 года, во время Второй мировой войны. Бомбардировки привели к огромным разрушениям и потерям среди мирного населения. И это одна из моих самых любимых песен на альбоме. Что музыка, что текст - просто до мурашек.

Вот один из главных шедевров альбома и лучшая песня на первой стороне. Текст представляет из себя мысли и размышления стрелка бомбардировщика, сбитого и разбившегося насмерть над Берлином, мечтающего о будущем мире, где больше не будет войн. Но как же эти мысли наивны и жалки, учитывая сегодняшний наш мир, где до сих пор продолжают идти военные действия.

В песне присутствуют отсылки к атаке террористов Ирландской республиканской армии (ИРА) в июле 1982 года, когда в лондонском Риджент-парке была взорвана бомба, заложенная под сценой, на которой играл военный оркестр. Шесть музыкантов погибли, многие получили ранения. Я вот тут все это пишу и прекрасно понимаю, что, наверное, нету больше в мире альбома, где присутствовали бы более грамотные и идеальные отсылки к военным действиям и терактам, связанных как раз с армией и пр.

Ну а мы тем временем переходим к последней песне на первой стороне. Не очень интересная композиция, на которой долго я не собираюсь зацикливаться. Перейдем же скорее к великолепной второй стороне, которая является лучшей на альбоме.

Side 2

Вторая сторона альбома начинается с достаточно саракастичной "Get Your Filthy...", в которой упоминается Фолклендская война, развязанная, как мы уже знаем, премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер. А также Афганская и Ливонская войны. Упоминание Афганской войны послужило одной из причин запрета группы на территории СССР. И группа находилась в запрете вплоть до 1989 года, когда Роджера уже не было в группе. Вот так он и подставил своих коллег по группе напоследок, хотя кто знал, что такое случится. Может, Дэвид Гилмор не просто так хотел, чтобы меньше было политики в текстах группы, а?

Да и игра слов тоже интересная, в которой слово "desert" (Пустыня) дословно со словом "dessert" (Десерт), то есть, можно еще перевести, как "Убери свои грязные руки от моего десерта", то есть, от островов, которые не поделили Великобритания и Аргентина. И меня больше всего поражает то, что текст у песни не слишком да и большой, да и песня эта тоже не "Echoes", но из-за нее запретили целый коллектив на территории отдельного государства. И прикол был бы, если какая-нибудь группа записала пятисекундную песню, в которой пелось, что "Брежнев - пи*орас, отъ*бись от Афганистана", которую бы тоже запретили. Вот это было бы крайне абсурдно и забавно. Но я что-то слишком затянул, идем дальше.

Однозначно "The Fletcher Memorial Home" - одна из самых сильных композиций на альбоме. И все благодаря не менее сильному тексту и великолепному соло Гилмора, которое добавляет больше драматизма и сопереживания. Текст Роджера - это разочарование мировым руководством со времен Второй мировой войны, и что после нее не стало лучше ни в Англии, ни где либо еще, называя мировых политиков (Таких как Леонид Брежнев, Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган и др,) "великовозрастными младенцами" и "неизлечимыми тиранами", предполагая их склонность к насилию и наличию своих рож на телеэкранном ящике. "And build them a home a little place of their own, The Fletcher memorial home, For incurable tyrants and kings" - в этих строчках Роджер предполагает, что эти «колониальные расточители жизни и здоровья» будут помещены в специально созданный дом престарелых, где будут любоваться на себя в телевизоре и думать, что с ними все будет в порядке. "Fletcher" же - это отсылка на отца Роджера и дань уважения ему. Ну а строчки "They can polish their medals, and sharpen their smiles, And amuse themselves playing games for awhile, Boom boom, bang bang, lie down you’re dead" - просто гениальны, в которой политики воспринимают военные действия, как игру, в которой они солдатам, своим пешкам, "дают повеселится", пока те отполировывают свои медали с улыбкой на лице. Ну и клип великолепен, полный комичности и пародий на всех мировых политиков, начиная от Гитлера, заканчивая Тэтчер. Советую обязательно посмотреть.

Скоро начнется, наверное, лучшая песня на альбоме, но перед ней идет небольшой пролог "Southampton Dock", в которой снова проскальзывает образ "женщины, провожающей солдат на войну, с махающим платком в руке", который опять же является аллегорией Великобритании. В ней опять упоминается Вторая мировая война, из которой солдаты вернулись в 45-ом году, и о солдатах, снова отправляющихся на Фолклендскую войну в 1982 году. Саутгемптон - это порт, откуда солдаты отправлялись воевать с немцами, а также во время Фолклендской войны.

За "Southampton Dock" сразу же начинается "The Final Cut" - главный шедевр всего альбома. Эта песня может поравняться с теми же "Comfortably Numb" или "Shine On You Crazy Diamond". И по-моему мнению, это одна из самых недооцененных песен группы, если вообще не самая недооцененная. Но так как у нее есть клип, то этот "ярлык самой-самой" я могу убрать. Песня слушается великолепно от начала до конца. Вокал Роджера Уотерса пробивает до мурашек, хоть он и не является прям таким сильным вокалистом. В песне очень много удачных моментов, что в середине, что в конце. И особенно мне нравится соло Дэвида Гилмора, которое является одним из самых недооцененных в его карьере. Мне особенно понравился комментарий под клипом на эту песню: "Comfortably Numb 2". И я с этим полностью согласен.

Пожалуй, это единственная песня на альбоме, не относящаяся к основной теме пластинки. Она рассказывает об отчуждении и депрессии человека в обществе, а также о сексуальных репрессиях, из-за чего герой в конце чуть не заканчивает жизнь самоубийством, так и не поставив "финальную точку" (Дословно, "The Final Cut"). Еще название можно перевести, как "последний удар (ножа)", являясь отсылкой на обратный разворот пластинки, с сами знаете каким изображением. Меня еще удивляет, что эта песня не была добавлена ни в одну компиляцию альбома, вообще. Я считаю, она заслуживает своего места в Greatest Hits, ведь это действительно заслуженный хит. Я готов даже подписать петицию, и вы, мои дорогие читатели, тоже не стойте в сторонке. Давайте все дружно подпишем петицию! Ну ладно, шутки в сторону, альбом почти заканчивается, и мы переходим к еще одному шедевру.

"Not Now John", пожалуй, является самой злой и грязной песней на альбоме, из-за наличия матов в ней. Ее посыл заключается в безразличии народа к политическим неурядицами и противоречиям, которые готовы поверить во все, что угодно. Проще говоря, быдло, или ватники, которые только и делают, что бухают в барах, перестав даже читать книги, пересев на новости и "деградирующие" развлекательные шоу. Все это пародия на ограниченных и агрессивных футбольных английских хулиганов, которых там, как мы знаем, как у дурака фантиков. В песне встречается два героя и Уотерс даже в шутку называл эту песню "шизофренической", в которой один пытается не обращать внимания на безнадежность вокруг, а другой постоянное повторяет: "заставь их смеяться, заставь их плакать, заставь их плясать в проходах". Они принадлежат генералу из песни "One Of The Few".

Это единственная песня на альбоме, ведущий вокал которой исполняет Дэвид Гилмор. А на бэк-вокале Роджер Уотерс, и будто чувствуется, что они соперничают друг с другом, как будто один пытается перекричать другого. И это мне нравится, особенно заходит момент, когда начинается перечисление Роджера Уотерса, прям голова взрывается! Ну и конец песни великолепный и эпичный. Одна из лучших песен на альбоме, определенно. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается и мы плавно переходим к последней песне данного альбома, и честно, можно было закончить лучше.

Нет, я не скажу, что "Two Sun..." плохая, просто она какая-то уныленькая и совсем безликая. Такой сильнейший альбом, как "The Final Cut", можно было бы закончить и получше. Мне кажется, в ней чего-то не хватает. И ситуацию спасает лишь великолепный текст про сброшенную ядерную бомбу, название которой это ярко подмечает. Но такой песне можно было написать инструментал и получше. Тем не менее альбом завершен, и прежде чем я подведу итог, я расскажу, что произошло после выхода альбома.

Релиз и оценка

Два врага, ненавидящих друг друга
Два врага, ненавидящих друг друга

Пластинка получила неоднозначные отзывы как от критиков, так и от слушателей, и многие фанаты до сих пор считают, что это худший альбом группы, и я с этим крайне не согласен. Тем не менее места в чартах были высокие, в Великобритании и Норвегии альбом занял первую позицию строчки, а в США шестую. Гилмор пластинку невзлюбил, назвав ее "дешёвым наполнителем того типа, который мы годами не пропускали на пластинки Pink Floyd". Тура в поддержку альбом не было, а Роджер Уотерс покинул группу в 1985 году. Потом были суды на права группы Pink Floyd и прочее, прочее, прочее. Тем не менее, это был последний альбом с его участием. И можно сказать, что после этого "золотое время группы" закончилось, а оно было как раз с Роджером Уотерсом. Фанаты возненавидели поздний состав группы, особенно поздние работы, но лично мне все равно и я люблю ранний и поздний Pink Floyd.

Итог

"The Final Cut" я считаю шедевром, несмотря на некоторые слабые места. Я никогда не понимал хейта этого альбома, что он блеклый на мелодии, и что он вообще скучный. Но что инструментал, что тексты - превосходные. Майкл Кеймен написал великолепные оркестровые аранжировки, Дэвид Гилмор тоже показал себя хорошо, да и вообще никто не утратил любви к мелодизму. И Роджер показал себя очень хорошо, как вокалист, как и автор песен, доказывая тем самым, что он один из лучших авторов песен всех времен и народов, наравне с каким-нибудь Полом МакКартни или Бобом Диланом. Вообще, чтобы понять этот альбом, нужно читать тексты. Один раз прочитаешь и не забудешь никогда, испытывая все те же эмоции и впечатления от повторного прослушивания. Из минусов альбома я бы выделил некоторые слабые места, вроде "Two Sun In The Sunset" и "Paranoid Eyes", которые мне вообще не нравятся. А так в целом это сильнейшая и пронзительная работа, которую многие недооценили, причем зря. И если он вам каким-то боком не нравится, то вперед переслушивать и не писать мне в комментариях, что я насчет чего-то не прав!

-----------------------------------------------------------------------------

Рад был написать эту статью, на сегодня все! Пишите в комментариях свое мнение, а также не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новых классных и интересных статей! Кушайте лук, слушайте Pink Floyd и до новых встреч!

Читайте также:

Разбор дискографии Led Zeppelin - №1, №2

Разбор дискографии Deep Purple - Mark 1, Mark 2

Разбор Дискографии The Beatles - №1, №2, №3

Разбор Дискографии Pink Floyd - №1, №2, №3

Разбор Дискографии Queen - №1, №2, №3

Лучшие песни The Beatles - №1, №2

-------------------------------------------------------------------------------------