Найти тему
Кирилл Максимов

Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А

Предиктором создания усовершенствованной модели, итак неплохого Як-9У с двигателем ВК-105 стало удержание господствования в воздухе над высотными истребителями FW-190 Люфтваффе. Имеющийся мотор не имел возможности долгосрочной эксплуатации на высоках выше 6000 метров и местами проигрывал в скороподъёмности и огневой мощи противника. Яковлев решил сильно не менять силовые части крыла и фюзеляжа, а лишь провести испытания по установке нового двигателя ВК-107А и дополнительного вооружения.

Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А
Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А

Если говорить точно, что испытания мотора производились ещё в 1942 году и длились они 50 часов. В тогдашнее время инженеры Як решили что в условиях длящейся войны более рационально использование раннего ВК-105. Однако, уже в 1943 году, в период переломного момента в Великой Отечественной войне Як вернулся к испытаниям Вк-107А.

В период испытаний самолёт показал феноменальные характеристики скорости: 590 км\ч у земли и 680 км\ч на высотве 5800 метров. Согласно заявлению Федрови (лётчик-испытатель) самолёт по техническим характеристикам опережает серийные модели Як-3 и Як-9, при этом находясь в той же весовой категории, что и ранние модели. В заключении он добавил, что на данный момент этот самолёт опережает даже немецкие, скороподъёмные Фокки (FW-190) и 109-ые. По характеристикам наиболее близким к Як-9У Вк-107А стал И-185 Поликарпова, но последний был тяжелее и управлялся сложнее, чем новый Як. В том же 1943 году были построены первые 10 прототипов Як-9 с новым двигателем, которые отправились на испытания в авиационные полки РККА.

Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А
Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А
Старую 23-мм пушку ВЯ-23 заменили на ШВАК с боезапасом в 390 патронов (против 60 патронов к Вя-23).

Ближе к 1944 году смешанную конструкцию потихоньку заменяли на цельнометаллическую: скорость выпуска продукции снизилась, а значит можно было отказаться от деревянных конструкций в планере истребителя. Всего было выпущено 3921 самолёт с данной схемой.

На госиспытаниях Як-9У опередил все известные тогда в мире поршневые истребители. На высоте 5600 метров "девятка" сумела развить скорость 700 км\ч, что на 80 км\ч выше известного тогда лидера в Германии Bf-109 G-4. Новый Як по своим характеристикам сумел сделать свой же эталон Ла-7 на 29 км\ч. По уровню подготовки Як-9 подходил для лётчиком со средним уровнем пилотирования и мало чем отличался от Як-9У М-105ПФ.

Но не обошлось и без недостатков. Основной проблемой "Яка" стало постоянное падение давление в масляной системе при наборе высоты. Связано это было с особенностью выброса масла из суфлёра и слишком сильными вибрациями мотора. Были свои проблемы с подачей воздуха (РПД). Всё это приводило к преждевременному перегреву мотора, а следовательно к снижению лётно-технических характеристик. Лётчиком буквально приходилось делать "поля" при наборе высоты, чтобы охладить мотор. Это особенно было важно после смещения воющих фронтов в более мягкие климатические условия, поэтому охлаждение холодным окружающим воздухом зимой сводилось к минимуму.

Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А
Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А

За время войсковых испытаний было произведено 398 самолётов. Результативность: 27 FW-190 и 1 Bf-109 G-2. Среди потерь: 2 в боях, 1 в результате зенитного огня и 4 небоевых. Як-9У ВК-107А полностью превосходил FW-190А в любом режиме полёта: горизонтальный полёт, набор высоты и пикирование. Самолёт также опережал немецкие истребители по боекомплекту. В практике не было известно ни одного случая полного израсходования комплекта.

Як-9У с двигателем ВК-107 получил искючительно положительные отзывы от обслуживающего персонала и лётчиков. Его вполне мог освоить новобранец и пилот средней квалификации. Он был прост в обслуживании и обладает превосходными летно-техническими характеристиками, особенно при вертикальном маневрировании. В конце войны немецкое командование советовало асам Люфтваффе "не вступать с бой с Яком без мачты антенны". Вот такая интересная история об этом самолёте.

Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А
Истребитель, который сделал все немецкие самолёты в 1944-1945 году. История Як-9У ВК-107А

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.

#самолёты #cccp #транспорт #великая отечественная война #яковлев #армия #оружие