Недавний релиз Song of Conquest, наследника легендарных «Героев», – повод вспомнить, какие ещё есть похожие на эту классику и по-своему интересные пошаговые стратегии
Игры из серии Heroes of Might & Magic стали хитами, вошли в историю и умудряются сохранять актуальность даже спустя десятки лет. Можно смело говорить, что «Герои» – олицетворение TBS с RPG-элементами. Однако одними лишь ими этот поджанр отнюдь не исчерпывается: у Heroes были предшественники и конкуренты, а после ещё и последователи появились – вроде недавней Songs of Conquest, чей релиз состоялся месяц назад. Больше того: сейчас в разработке находится потенциальный аутентичный последователь Heroes of Might & Magic III – над проектом Fanstratics трудится один из авторов классики. Как раз с него мы и начнём рассказ об играх в духе «Героев».
Грегори Фултон – ведущий дизайнер HoMM III, работавший над бессмертным хитом в паре с самим Джоном Ван Канегэмом, создателем Might & Magic и King’s Bounty, – на несколько лет уходил из индустрии, однако два года назад возвратился с намерением сделать наследника своей лучшей игры. Согласно задумке, в Fanstratics должен быть визуальный дизайн в духе раннего D&D, квадратные тайлы в основе карты, полноэкранные меню городов, гексагональные решётки арен и много других элементов, знакомых каждому фанату «Героев». Кроме того, в регулярных отчётах о прогрессе проекта Фултон рассказал о девяти добрых, нейтральных и откровенно злых фракциях, которые будут в игре: рыцарях, лесных эльфах, варварах, подземных жителях, инферналах, некромантах и болотных ящерах, а также о практикующих магию дворфах и ни на кого не похожих химерах. То есть, преемственность налицо, и даже привязка к ландшафтам останется, но без экспериментов Fanstratics тоже не обойдётся. Разработчик обещает шесть типов стратегических ресурсов – чтобы система была симметричной, – причём их позволят использовать в том числе для улучшения артефактов. Будут в потенциальном хите и обожаемые фанатами астрологические события – еженедельные и ежемесячные, – и даже есть шанс, что игроки смогут влиять на их порядок по ходу партий. Среди других запланированных нововведений — способность юнитов копить энергию для суперударов, хардкорный режим для кампании с одним единственным слотом под сохранение, а ещё битвы с гигантскими боссами, как в современных King’s Bounty.
Fanstratics создадут на движке Unity, а интерфейс должен быть ПК-ориентированным: консольные и мобильные версии вообще отсутствуют в планах. Баланс юнитов и фракций будут оттачивать регулярными патчами и постепенно сделают разным для мультиплеера и одиночной кампании. Не сразу появится в игре и генератор случайных карт. Зато любимый в народе режим поочередных ходов за общим компьютером («горячий стул» или «hot seat») в стратегии будет уже изначально. Напоследок заметим, что Грегори Фултон – один из тех людей, кто собирался добавить в HoMM III вызвавшую недовольство и даже ярость фанатов фракцию механоидов-кибернетиков, – пообещал, что в Fanstratics геймеров встретит чистое фэнтези. Вот только есть один совсем небольшой, но очень важный нюанс: на протяжении всех последних двух лет дизайнер лишь делится регулярно идеями да публикует концепт-арты юнитов. И хоть затея его выглядит интересной, потенциально способной осчастливить поклонников жанра, Грегори Фултон, по сути, не показал пока ничего выходящего за рамки слегка структурированного списка фантазий. Совершенно не факт, что у него есть бизнес-план, а также умение, силы или хотя бы намерение воплотить Fanstratics в жизнь.
Друзья и соперники
Мечты о прекрасном будущем – вовсе не повод игнорировать славное прошлое, а потому мы советуем вам ознакомиться с одним из первых конкурентов «Героев» – вышедшей в 1999 году мрачной Disciples или её вскоре последовавшим отличным сиквелом. Коричнево-чёрная гамма, готическая атмосфера и визуальный дизайн с отсылками то ли к культуре барокко, то ли к католической церкви превосходно сочетаются с доступными в этих стратегиях фракциям: демонами, нежитью, дворфами и людьми. Первая и вторая Disciples до сих пор выглядят стильными, цельными, самобытными и вместе с тем – нишевыми, специфическими, что и помешало им стать большими хитами. Среди других ключевых черт этой серии ярче всего выделяется боевая система: участники потасовки не перемещаются по арене, а просто обмениваются ударами, словно бы в JRPG. Кроме того, в отличие от HoMM, отряды тут состоят не из десятков и сотен бойцов, а лишь из нескольких. Зато в Disciples войска накапливают очки опыта и могут быть неоднократно повышены, превращены в более совершенных существ. Древа прокачки у всех юнитов ветвятся очень по-разному, и для них может быть предусмотрено от одного до четырёх вариантов финальной формы. Стратегическая же составляющая запоминается борьбой за контроль над территорией и ресурсами с помощью специальных героев-жезлоносоцев, почти непригодных для роли военачальника, и диверсионными операциями персонажей-шпионов. Также стоит отметить важность столиц: их защищают особые сверхмощные стражи, но если вы свою потеряете, то ни один другой город не сможет её заменить. Disciples во многом отлична от HoMM, и в своё время это не всем пришлось по душе. Но мы всё же ратуем за разнообразие, хотя и советуем обходить стороной провальную Disciples III.
В уже упомянутом 1999 году дебютировала и ещё одна важная, интересная и даже до сих пребывающая в добром здравии серия под названием Age of Wonders – наследница позабытой, но весьма годной Master of Magic. Своими масштабами «Эпоха чудес» иногда напоминает Sid Meier’s Civilizations, однако фэнтези-сеттинг, тактические бои, прокачка героев и высокая ценность каждого города делают игровой процесс близким к Heroes. Стратегических ресурсов в AoW самый минимум – только мана и золото, зато фракций всегда более чем достаточно: даже в первой игре их уже было двенадцать, а после добавили ещё несколько новых. Помимо того, Age of Wonders запоминается возможностью свести в одной битве более двух отрядов – штурмовать город со всех сторон сразу, к примеру. Кстати, захваченное поселение вполне в состоянии взбунтоваться, если у вас не совпадает мировоззрение с его жителями или вы стали грабить его вместо того, чтобы развивать. И ещё в детище Triumph Studios сделан упор на глобальные заклинания: можно наслать на врагов ураган, призвать себе новых юнитов и даже превратить горные пики в равнину. В первой AoW даже были сверхмощные алтари – своеобразные шахты с магическими ядерными ракетами, изначально ничейные, но порой определяющие, кто победит в конкретной партии. Немаловажно и то, что боевые отряды в серии Age of Wonders способны передвигаться и воевать без начальника – подобное мы позже видели как-то раз и в Heroes of Might & Magic.
Напоследок отметим AoW: Planetfall – пошаговую стратегию с научно-фантастическим сеттингом, во многом близкую даже к Alpha Centauri и уже упомянутой Civilization, но всё-таки сохранившей часть ролевых и тактических элементов, свойственных её предкам.
Русификация жанра
На рубеже веков и «Герои», и весь поджанр достигли пика популярности, но к середине «нулевых» почти все значимые его представители либо столкнулись с большими проблемами, либо вообще впали в кому. Потому совершенно неудивительно, что фанатам пришлось как-то выкручиваться самостоятельно: создавать модификации к любимой классике или даже целые новые инди-игры. Один из таких энтузиастов – Алексей Бокулев – в одиночку разработал ставшую культовой в узких кругах Eador: Genesis. Пускай вас не смущает простая, предельно бюджетная графика: интересных деталей в игре предостаточно, а масштаб местной кампании получился эпическим – вы вольны сами определять, какой регион подчинить своей воле, насколько жестоким или же добросердечным быть в отношении новых подданных, какую расу использовать для прохождения следующей миссии, с кем заключить долгосрочный союз для получения всяческих бонусов, какую выстроить себе репутацию, и что в результате увидеть перед финальными титрами. Если в других играх поджанра есть стратегический и тактический слои геймплея, то в Eador уровней три, и каждый важен. Кроме того, проект Алексея Бокулева не имеет себе равных в том, что касается наполнения карт, ведь каждая клетка на них имеет добрый десяток параметров: от преобладающего населения и наличия мест под постройки до уровня вероятной коррупции и шансов найти артефакты. И раз уж зашла речь про здания – их в Eador более сотни, так что вы сами решаете, в какую сторону развивать города. Весьма интересна и здешняя ролевая система: персонажи способны со временем освоить некоторые умения иных классов, как если бы рыцарь из HoMM на высших стадиях своей карьеры вдруг научился колдовать Армагеддон.
Heroes of Might & Magic и остальные игры поджанра были настолько любимы на постсоветском пространстве, что именно здесь кроме скромного «Эадора», были разработаны «Герои 5» (по заказу Ubisoft) и весьма самобытный, прекрасно принятый публикой ремейк King’s Bounty – той игры, из которой растут ноги HoMM. Если вы до сих пор в него не поиграли, то просто представьте себе кампанию из любой Heroes, но с по-настоящему интересным, стремительно развивающимся сюжетом на уровне полноценных ролевых игр, обилием юмора, самоиронии и пасхалок, прекрасным балансом, рассчитанным именно на этот режим, сочной картинкой, хорошей графикой, огромными боссами и атмосферой сказочного приключения. King’s Bounty: The Legend – одна из лучших когда-либо созданных в России игр, да и её продолжение с подзаголовком Armored Princess вышло как минимум не хуже. Стратегическая составляющая в этой дилогии минимальна: золото нужно в основном для найма войск, строительства зданий нет и в помине, и никакую империю главный герой не создаёт – в первой игре он вообще просто служит монарху. При этом в King’s Bounty очень важно, какой из трёх возможных классов вы выберете персонажу на старте – это значительно повлияет на суть игры и на стиль вашего прохождения. Маг будет в основном полагаться на волшебство и собственные параметры, навыки и артефакты, в то время как рыцарь сможет собрать целую армию разных существ, а паладин постарается усидеть сразу на обоих стульях – послужит этаким компромиссным решением. Также надолго запоминается, возможность женить героя Legends, чтобы получить бонусы от супруги и от общих детей, а также порцию увлекательных диалогов. Даже развод – и тот предусмотрен! Кроме того, поскольку игра эта строго сюжетная, в ней почти каждый элемент – ручной выделки, штучный, в ней вас постоянно ждёт что-нибудь новое, задания полны нюансов, NPC – выразительные, а условия и декорации битв – уникальные. Мультиплеера в King’s Bounty нет, но ради него вы всегда можете вернуться в Heroes.
King’s Bounty кажется вам чересчур сказочной или аляпистой, и от различного фэнтези уже подташнивает? Спасти положение отчасти поможет созданная в Белоруссии ролевая стратегия Legends of Eisenwald. Средневековье в этой игре достаточно реалистичное: почти все события вполне могли бы произойти на территории каких-нибудь немецких княжеств и герцогств, особенно если вы верите в мистику и привидений. Бесплотные духи тут попадаются относительно редко, зато абсолютно устойчивы к физическому урону. Есть шанс нарваться и на прочих монстров – но лишь на таких, в каких действительно верили жители средневековой Европы. Стремление разработчиков к реализму и достоверности проявляется в том числе и в боёвке Legends of Eisenwald: вражеских всадников, например, вполне реально лишить скакунов и превратить из элиты в простую пехоту. При этом во многом игра похожа на ту же King’s Bounty – состоит лишь из сюжетной кампании, в которой герой бегает по поручениям сильных мира сего, нанимает войска в городах и тавернах, постепенно становится всё могущественней, но порой сталкивается с неприятными последствиями своих поступков. Вместо драконов, элементалей и некромантов в событиях тут участвуют мародёры, вельможи и обнищавшие из-за нескончаемых войн местные жители, но это отнюдь не помешало студии Aterdux сделать историю интересной и даже способной несколько раз всерьёз удивить геймера.
Целый ворох сюрпризов способна преподнести и упомянутая в самом начале этой статьи стратегия Songs of Conquest, соединяющая традиционные элементы Heroes of Might & Magic со множеством оригинальных идей и нововведений. Подробней об этом – в нашем превью, но предупреждаем, что игра пока находится в «раннем доступе», в отличие от Disciples, Age of Wonders, Eador, King’s Bounty и Legends of Eisenwald. Как бы то ни было, у вас есть, из чего выбрать.