Найти тему
VK Play

Во что ещё поиграть фанатам Heroes of Might & Magic?

Недавний релиз Song of Conquest, наследника легендарных «Героев», – повод вспомнить, какие ещё есть похожие на эту классику и по-своему интересные пошаговые стратегии

Игры из серии Heroes of Might & Magic стали хитами, вошли в историю и умудряются сохранять актуальность даже спустя десятки лет. Можно смело говорить, что «Герои» – олицетворение TBS с RPG-элементами. Однако одними лишь ими этот поджанр отнюдь не исчерпывается: у Heroes были предшественники и конкуренты, а после ещё и последователи появились – вроде недавней Songs of Conquest, чей релиз состоялся месяц назад. Больше того: сейчас в разработке находится потенциальный аутентичный последователь Heroes of Might & Magic III – над проектом Fanstratics трудится один из авторов классики. Как раз с него мы и начнём рассказ об играх в духе «Героев».

Грегори Фултон – ведущий дизайнер HoMM III, работавший над бессмертным хитом в паре с самим Джоном Ван Канегэмом, создателем Might & Magic и King’s Bounty, – на несколько лет уходил из индустрии, однако два года назад возвратился с намерением сделать наследника своей лучшей игры. Согласно задумке, в Fanstratics должен быть визуальный дизайн в духе раннего D&D, квадратные тайлы в основе карты, полноэкранные меню городов, гексагональные решётки арен и много других элементов, знакомых каждому фанату «Героев». Кроме того, в регулярных отчётах о прогрессе проекта Фултон рассказал о девяти добрых, нейтральных и откровенно злых фракциях, которые будут в игре: рыцарях, лесных эльфах, варварах, подземных жителях, инферналах, некромантах и болотных ящерах, а также о практикующих магию дворфах и ни на кого не похожих химерах. То есть, преемственность налицо, и даже привязка к ландшафтам останется, но без экспериментов Fanstratics тоже не обойдётся. Разработчик обещает шесть типов стратегических ресурсов – чтобы система была симметричной, – причём их позволят использовать в том числе для улучшения артефактов. Будут в потенциальном хите и обожаемые фанатами астрологические события – еженедельные и ежемесячные, – и даже есть шанс, что игроки смогут влиять на их порядок по ходу партий. Среди других запланированных нововведений — способность юнитов копить энергию для суперударов, хардкорный режим для кампании с одним единственным слотом под сохранение, а ещё битвы с гигантскими боссами, как в современных King’s Bounty.

Дворф в Fanstratics словно бы из Heroes V, вам так не кажется?
Дворф в Fanstratics словно бы из Heroes V, вам так не кажется?

Fanstratics создадут на движке Unity, а интерфейс должен быть ПК-ориентированным: консольные и мобильные версии вообще отсутствуют в планах. Баланс юнитов и фракций будут оттачивать регулярными патчами и постепенно сделают разным для мультиплеера и одиночной кампании. Не сразу появится в игре и генератор случайных карт. Зато любимый в народе режим поочередных ходов за общим компьютером («горячий стул» или «hot seat») в стратегии будет уже изначально. Напоследок заметим, что Грегори Фултон – один из тех людей, кто собирался добавить в HoMM III вызвавшую недовольство и даже ярость фанатов фракцию механоидов-кибернетиков, – пообещал, что в Fanstratics геймеров встретит чистое фэнтези. Вот только есть один совсем небольшой, но очень важный нюанс: на протяжении всех последних двух лет дизайнер лишь делится регулярно идеями да публикует концепт-арты юнитов. И хоть затея его выглядит интересной, потенциально способной осчастливить поклонников жанра, Грегори Фултон, по сути, не показал пока ничего выходящего за рамки слегка структурированного списка фантазий. Совершенно не факт, что у него есть бизнес-план, а также умение, силы или хотя бы намерение воплотить Fanstratics в жизнь.

Друзья и соперники

Мечты о прекрасном будущем – вовсе не повод игнорировать славное прошлое, а потому мы советуем вам ознакомиться с одним из первых конкурентов «Героев» – вышедшей в 1999 году мрачной Disciples или её вскоре последовавшим отличным сиквелом. Коричнево-чёрная гамма, готическая атмосфера и визуальный дизайн с отсылками то ли к культуре барокко, то ли к католической церкви превосходно сочетаются с доступными в этих стратегиях фракциям: демонами, нежитью, дворфами и людьми. Первая и вторая Disciples до сих пор выглядят стильными, цельными, самобытными и вместе с тем – нишевыми, специфическими, что и помешало им стать большими хитами. Среди других ключевых черт этой серии ярче всего выделяется боевая система: участники потасовки не перемещаются по арене, а просто обмениваются ударами, словно бы в JRPG. Кроме того, в отличие от HoMM, отряды тут состоят не из десятков и сотен бойцов, а лишь из нескольких. Зато в Disciples войска накапливают очки опыта и могут быть неоднократно повышены, превращены в более совершенных существ. Древа прокачки у всех юнитов ветвятся очень по-разному, и для них может быть предусмотрено от одного до четырёх вариантов финальной формы. Стратегическая же составляющая запоминается борьбой за контроль над территорией и ресурсами с помощью специальных героев-жезлоносоцев, почти непригодных для роли военачальника, и диверсионными операциями персонажей-шпионов. Также стоит отметить важность столиц: их защищают особые сверхмощные стражи, но если вы свою потеряете, то ни один другой город не сможет её заменить. Disciples во многом отлична от HoMM, и в своё время это не всем пришлось по душе. Но мы всё же ратуем за разнообразие, хотя и советуем обходить стороной провальную Disciples III.

Война и смерть в Disciples преподносятся со всей серьёзностью
Война и смерть в Disciples преподносятся со всей серьёзностью

В уже упомянутом 1999 году дебютировала и ещё одна важная, интересная и даже до сих пребывающая в добром здравии серия под названием Age of Wonders – наследница позабытой, но весьма годной Master of Magic. Своими масштабами «Эпоха чудес» иногда напоминает Sid Meier’s Civilizations, однако фэнтези-сеттинг, тактические бои, прокачка героев и высокая ценность каждого города делают игровой процесс близким к Heroes. Стратегических ресурсов в AoW самый минимум – только мана и золото, зато фракций всегда более чем достаточно: даже в первой игре их уже было двенадцать, а после добавили ещё несколько новых. Помимо того, Age of Wonders запоминается возможностью свести в одной битве более двух отрядов – штурмовать город со всех сторон сразу, к примеру. Кстати, захваченное поселение вполне в состоянии взбунтоваться, если у вас не совпадает мировоззрение с его жителями или вы стали грабить его вместо того, чтобы развивать. И ещё в детище Triumph Studios сделан упор на глобальные заклинания: можно наслать на врагов ураган, призвать себе новых юнитов и даже превратить горные пики в равнину. В первой AoW даже были сверхмощные алтари – своеобразные шахты с магическими ядерными ракетами, изначально ничейные, но порой определяющие, кто победит в конкретной партии. Немаловажно и то, что боевые отряды в серии Age of Wonders способны передвигаться и воевать без начальника – подобное мы позже видели как-то раз и в Heroes of Might & Magic.

Границы ваших земель в Age of Wonders влияют и на дипломатию, и на возможность применять магию
Границы ваших земель в Age of Wonders влияют и на дипломатию, и на возможность применять магию

Напоследок отметим AoW: Planetfall – пошаговую стратегию с научно-фантастическим сеттингом, во многом близкую даже к Alpha Centauri и уже упомянутой Civilization, но всё-таки сохранившей часть ролевых и тактических элементов, свойственных её предкам.

Русификация жанра

На рубеже веков и «Герои», и весь поджанр достигли пика популярности, но к середине «нулевых» почти все значимые его представители либо столкнулись с большими проблемами, либо вообще впали в кому. Потому совершенно неудивительно, что фанатам пришлось как-то выкручиваться самостоятельно: создавать модификации к любимой классике или даже целые новые инди-игры. Один из таких энтузиастов – Алексей Бокулев – в одиночку разработал ставшую культовой в узких кругах Eador: Genesis. Пускай вас не смущает простая, предельно бюджетная графика: интересных деталей в игре предостаточно, а масштаб местной кампании получился эпическим – вы вольны сами определять, какой регион подчинить своей воле, насколько жестоким или же добросердечным быть в отношении новых подданных, какую расу использовать для прохождения следующей миссии, с кем заключить долгосрочный союз для получения всяческих бонусов, какую выстроить себе репутацию, и что в результате увидеть перед финальными титрами. Если в других играх поджанра есть стратегический и тактический слои геймплея, то в Eador уровней три, и каждый важен. Кроме того, проект Алексея Бокулева не имеет себе равных в том, что касается наполнения карт, ведь каждая клетка на них имеет добрый десяток параметров: от преобладающего населения и наличия мест под постройки до уровня вероятной коррупции и шансов найти артефакты. И раз уж зашла речь про здания – их в Eador более сотни, так что вы сами решаете, в какую сторону развивать города. Весьма интересна и здешняя ролевая система: персонажи способны со временем освоить некоторые умения иных классов, как если бы рыцарь из HoMM на высших стадиях своей карьеры вдруг научился колдовать Армагеддон.

Визуальный стиль Eador напоминает даже не третью, а вторую часть HoMM
Визуальный стиль Eador напоминает даже не третью, а вторую часть HoMM

Heroes of Might & Magic и остальные игры поджанра были настолько любимы на постсоветском пространстве, что именно здесь кроме скромного «Эадора», были разработаны «Герои 5» (по заказу Ubisoft) и весьма самобытный, прекрасно принятый публикой ремейк King’s Bounty – той игры, из которой растут ноги HoMM. Если вы до сих пор в него не поиграли, то просто представьте себе кампанию из любой Heroes, но с по-настоящему интересным, стремительно развивающимся сюжетом на уровне полноценных ролевых игр, обилием юмора, самоиронии и пасхалок, прекрасным балансом, рассчитанным именно на этот режим, сочной картинкой, хорошей графикой, огромными боссами и атмосферой сказочного приключения. King’s Bounty: The Legend – одна из лучших когда-либо созданных в России игр, да и её продолжение с подзаголовком Armored Princess вышло как минимум не хуже. Стратегическая составляющая в этой дилогии минимальна: золото нужно в основном для найма войск, строительства зданий нет и в помине, и никакую империю главный герой не создаёт – в первой игре он вообще просто служит монарху. При этом в King’s Bounty очень важно, какой из трёх возможных классов вы выберете персонажу на старте – это значительно повлияет на суть игры и на стиль вашего прохождения. Маг будет в основном полагаться на волшебство и собственные параметры, навыки и артефакты, в то время как рыцарь сможет собрать целую армию разных существ, а паладин постарается усидеть сразу на обоих стульях – послужит этаким компромиссным решением. Также надолго запоминается, возможность женить героя Legends, чтобы получить бонусы от супруги и от общих детей, а также порцию увлекательных диалогов. Даже развод – и тот предусмотрен! Кроме того, поскольку игра эта строго сюжетная, в ней почти каждый элемент – ручной выделки, штучный, в ней вас постоянно ждёт что-нибудь новое, задания полны нюансов, NPC – выразительные, а условия и декорации битв – уникальные. Мультиплеера в King’s Bounty нет, но ради него вы всегда можете вернуться в Heroes.

Игровой мир King's Bounty: The Legend полон интерактивных объектов
Игровой мир King's Bounty: The Legend полон интерактивных объектов

King’s Bounty кажется вам чересчур сказочной или аляпистой, и от различного фэнтези уже подташнивает? Спасти положение отчасти поможет созданная в Белоруссии ролевая стратегия Legends of Eisenwald. Средневековье в этой игре достаточно реалистичное: почти все события вполне могли бы произойти на территории каких-нибудь немецких княжеств и герцогств, особенно если вы верите в мистику и привидений. Бесплотные духи тут попадаются относительно редко, зато абсолютно устойчивы к физическому урону. Есть шанс нарваться и на прочих монстров – но лишь на таких, в каких действительно верили жители средневековой Европы. Стремление разработчиков к реализму и достоверности проявляется в том числе и в боёвке Legends of Eisenwald: вражеских всадников, например, вполне реально лишить скакунов и превратить из элиты в простую пехоту. При этом во многом игра похожа на ту же King’s Bounty – состоит лишь из сюжетной кампании, в которой герой бегает по поручениям сильных мира сего, нанимает войска в городах и тавернах, постепенно становится всё могущественней, но порой сталкивается с неприятными последствиями своих поступков. Вместо драконов, элементалей и некромантов в событиях тут участвуют мародёры, вельможи и обнищавшие из-за нескончаемых войн местные жители, но это отнюдь не помешало студии Aterdux сделать историю интересной и даже способной несколько раз всерьёз удивить геймера.

Декорации в «Легенде Эйзенвальда» схематичные – в духе жанра
Декорации в «Легенде Эйзенвальда» схематичные – в духе жанра

Целый ворох сюрпризов способна преподнести и упомянутая в самом начале этой статьи стратегия Songs of Conquest, соединяющая традиционные элементы Heroes of Might & Magic со множеством оригинальных идей и нововведений. Подробней об этом – в нашем превью, но предупреждаем, что игра пока находится в «раннем доступе», в отличие от Disciples, Age of Wonders, Eador, King’s Bounty и Legends of Eisenwald. Как бы то ни было, у вас есть, из чего выбрать.