В уважаемом сообществе Terra Teutonica 1360-1440 появилась на днях вот эта фотография, вызвавшая у подписчиков некоторое недоумение. Мол — что это и зачем оно такое?
В сущности, если не обращать внимания на шипы — перед нами обыкновенный сервильер, по-нашему черепник (бывают ещё термины вроде Hirnhaube и даже Kalottenhelme). Конкретно этот родом из XVI века (не только потому, что лежит рядом с датированной именно так дагой — я поясню ниже).
Обычные черепники, без таких шипов, были довольно широко распространены в XII-XV веках (попадаются с 1140 года как минимум), а особенно в XIII-XIV. Их у нас немало в металле, а на изобразительных источниках просто прорва. В той же Библии Мациевского полно, например, но далеко не только там.
Назначение могло быть разными. Многие стали носить черепники в качестве бюджетной замены куда менее надёжному кольчужному койфу — часто имелась и бармица. Дёшево и кое-как голову бережёт, да и обзору не мешает. Также эти шлемы могли носиться под другим, большим (из этого «дополнительного», как известно, в итоге и эволюционировал полноценный бацинет).
По мере технологического и экономического развития, когда хорошее железо воякам становилось всё более доступным, черепники (часто дополненные уже не бармицей, а разной конструкции «ушами») стали хорошим решением для тех людей, кому драться было особо не надо, а вот таскать на себе доспех долго — необходимо. Например, стражникам. Как раз компромисс: в шлеме, но не особо тяжело, да и дёшево, опять же.
К XVI веку подобную защиту стали носить уже под обычным головным убором. Это актуально для телохранителей, например. Функция та же, что у хуткройца, о котором я уже писал.
И вот как раз тут начинают изредка попадаться «шипастые» варианты, которых в Средние Века ещё не было. Надевались они под высокую шляпу, в основном кавалеристами. Известный оружиевед Венделин Бёхайм считал, что делалось это просто для сохранения формы головного убора — шоб сидел красиво!
Честно говоря, как по мне — это наиболее разумное объяснение, потому как я лично какой-то иной прикладной функции для этих шипов придумать не могу. От них скорее вред — помешают скольжению удара по куполу, но всадника-то не волновала такая проблема: его алебардой сверху не ударят. А если саблей, так это без разницы: может, ещё и застрянет в шипах, как знать…
Именно в таком виде штука довольно редкая, но всё же встречающаяся. Такой занятный курьёз доспешного дела.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! (или по тегу #миллеркат)