Найти тему
Право на качество

4 факта о гарантийном сроке, которые вы не знали

Оглавление
Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Производственная причина брака презюмируется

Разница между поломкой в гарантийный срок и вне гарантии заключается в том, что, если вещь сломалась во время гарантийного срока, она считается некачественной (сломалась по причине производственного брака) пока продавец не доказал обратного, и покупатель не должен это доказывать (п. 6 ст. 5 и п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).

Продавец или производитель должен доказать, что причина поломки никак не связана с качеством проданного товара (например, что товар был подвергнут механическому воздействию - падению, воздействию кислоты, жидкости и т.п.). По этой же причине экспертизу в пределах гарантийного срока оплачивает продавец.

Если же товар сломался вне срока гарантии, то бремя по доказыванию причины поломки и ее связи с качеством товара целиком ложится на плечи покупателя (п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, наличие гарантии существенно облегчает жизнь покупателю.

Особый порядок исчисления гарантийного срока

Гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара (ч. 2 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Это общее правило, из которого есть следующие исключения.

✔️По сезонным вещам, например, летней или зимней обуви, одежде, купленным не в сезон, сроки гарантии начинают отсчитываться не со дня покупки, а с первого дня соответствующего сезона (п. 2 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).

Установление этих дат отнесено к компетенции органов власти субъектов РФ. Например, в Москве зимний сезон начинается с 1 ноября, весенний - с 1 марта, летний - с 1 мая, а осенний - с 1 сентября (Постановление Правительства г. Москвы от 16.07.2013 N 466-ПП). Это значит, что если вы купили зимние сапоги со скидкой в июне, то гарантийный срок на них начнется только 1 ноября.

✔️Особые правила установлены для вещей, которые требуют подключения: стиральных машин, газовых плит, смесителей, сантехники и тому подобных вещей, если по договору продавец обязался их подключить. В таком случае срок годности начнет действовать с даты подключения.

Аналогичное правило распространяется и на товары, которые поставляются в разобранном виде (например, на мебель), при наличии обязательства продавца провести сборку.

Доставка, установка, подключение, сборка товара должны быть заактированы или каким-либо иным способом зафиксирована их дата.

В противном случае, если день доставки, установки, подключения, сборки товара определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

✔️Что касается товаров, которые продаются по образцам или дистанционно, на них сроки гарантии начинают исчисляться с момента доставки товара покупателю (п. 2 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).

Информацию о гарантийном сроке обязаны доводить до потребителя

Установление гарантийного срока - это право, а не обязанность. Этим правом Закон «О защите прав потребителей» наделяет в первую очередь изготовителя товара.

Продавец вправе устанавливать гарантийный срок в двух случаях:

  • когда гарантийный срок не установлен изготовителем;
  • когда речь идет о дополнительном гарантийном сроке.

Срок гарантии, установленный изготовителем, согласно требованиям ст. ст. 10 и 19 Закона о защите прав потребителей, должен содержаться в информации о товаре.

Узнать о сроке гарантии покупатель может из инструкции к товару, иных прилагаемых документов или информации, содержащейся на этикетке. Если гарантийный срок установлен продавцом, то информация о сроке гарантии должна содержаться в информации о товаре, например на кассовом или товарном чеке.

Информацию о гарантийном сроке можно найти в сертификатах соответствия и в таможенных документах. Заметим, что информацию о сертификатах продавец обязан представлять покупателю в силу требований ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».

Если выяснится, что изготовитель изначально установил больший срок, чем продавец, то действовать будет срок, установленный изготовителем.

Дополнительная гарантия от продавца оформляется договором между продавцом и покупателем. Причем договор должен включать в себя условия о содержании дополнительного обязательства продавца, сроке его действия и порядке осуществления потребителем прав по такому обязательству.

Это значит, что надписи о гарантии на кассовом чеке или вложения условий гарантии в коробку с покупкой для признания ее дополнительной может оказаться недостаточно, если в данном документе не перечислены все вышеназванные условия.

Право требовать подменный товар

Согласно п. 2 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» в тех случаях, когда сломавшаяся вещь передается в ремонт, покупатель имеет право потребовать предоставления ему на время ремонта подменной вещи, то есть другой с аналогичными свойствами.

Это правило распространяется не на все товары, а только на технически сложные товары длительного пользования, за исключениями, установленными Правительством РФ.

-3

Точно такой же порядок действует и при замене бракованного товара, если для такой замены нужно более семи дней.

Подменный товар предоставляется не автоматически, а лишь по требованию покупателя. Поэтому нужно подготовить соответствующее заявление в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю, сервисной организации), а на втором делается отметка о том, что продавец данное заявление получил. Если продавец такую отметку ставить отказывается, следует воспользоваться услугами почты или курьерских служб.

Подменный товар предоставляется в течение трех дней с момента получения требования. Если продавец заявление проигнорировал и не предоставил подменный товар, потребитель вправе взять похожий товар в аренду, а расходы на нее впоследствии взыскать с продавца.

Спасибо за внимание. Если статья показалась полезной, ставьте лайк 👍, делитесь ею в соцсетях.

Если гарантийный талон отсутствует или оформлен неправильно…