Наш Павловск не зря называют Малым Санкт-Петербургом. Строились эти города практически одновременно по указанию Петра Великого. Северная столица должна была стать и стала окном в Европу, которое прорубил русский царь. А наш город Павловск – строил корабли для первого русского флота, который должен был проложить выход к югу - в Черное море.
Вот так расширял и укреплял границы российского государства царь-реформатор. Жаль, что жизнь его – кипучая, могучая, порой взбалмошная, оборвалась довольно рано для мужчины – в 54 года.
А если бы…История, конечно, не приемлет сослагательного наклонения, но если бы Петру довелось пожить еще, то Павловск не остался бы провинциальным городком, как сейчас. А точно вырос бы по своему значению и привлекательности до более крупных масштабов. Потому что после смерти императора стратегическое значение город утратил…
Тем не менее. Павловск был, есть и наверняка будет одним из самых красивых городов не только Воронежской области, но и всего центрально-черноземного региона. Его красоту, необыкновенное очарование и уникальность оценили тысячи туристов, приезжающих в Павловск не просто отдохнуть на Дону и великолепных речках и озерах, а именно по туристическим маршрутам, потому что показать и рассказать у нас есть что.
За сезон в Павловске бывают тысячи туристов, а вот сувениров, символизирующих город, у нас практически нет. Если не считать, конечно, магнитов на холодильник с видами города и берестяных картин Валерия Петрова – очень теплых, душевных, но для простого сувенира рядового туриста все таки довольно дороговатых…Хотя…как сказать! Они стоят того!
И все-таки индустрия производства сувениров в рамках туристического бизнеса в Павловске остается неразвитой. От слова - вообще.
А ведь было время! Было время, когда над этой проблемой задумывались наши городские и районные руководители! И не просто задумывались, а воплощали идеи в жизнь!
Сейчас уже мало кто помнит и знает, не считая, конечно, старожилов и людей глубоко среднего возраста, что в Павловске был так называемый промкомбинат, где делали много нужных и полезных вещей – кадушки, сани и настоящие перламутровые пуговицы из речной ракушки.
Промкомбинат находился на территории нынешних ритуальных фирм «Память» и «Стикс», а еще раньше здесь была швейная фабрика, где работали сотни женщин.
Моя бабушка жила на Петровской площади, где мы – ее внуки, проводили все каникулы и выходные дни. Поэтому промкомбинат был для нас своего рода родным предприятием, во дворе которого было столько интересного для детворы – огромные горы использованной ракушки и цветных лоскутков из ткани – настоящего богатства для девочек. Мы любили копаться в этих кучах сокровищ, находить интересные скорлупки ракушки с выбитыми из нее отверстиями для пуговиц, которые здесь производили. Иногда попадались и сами пуговицы – с каким-нибудь браком, но все же! Лоскутки мы выуживали и потом шили из них одежду для кукол…
Но это воспоминания детства. А взрослые павловчане уже тогда задумывались над тем, что городу нужна сувенирная продукция, символизирующая город.
Все началось с того, что местный художник Вячеслав Шатыркин принял участие в зональном конкурсе в городе Горький – сегодня это Нижний Новгород. Привез на выставку свои сувениры, сделанные из речной ракушки. Изящные, со вкусом выполненные работы произвели на комиссию и участников выставки самые лучшие впечатления. Шатыркин получил право участвовать уже в республиканской выставке, на которой он не только представил свои работы, но и увидел работы других мастеров, пообщавшись с которыми, пришел к мысли, что ручная работа – это , конечно, хорошо, эксклюзивно, но чтобы представить наш город в сувенирах более широко, нужна промышленная основа – то есть станки. И тогда можно сделать не штучные сувениры, а десятки и сотни работ, запечатлев в них красоту родного Придонья.
Не сразу все получилось. Но Вячеслава услышали. Идея его очень понравилась руководству предприятия. А директором промкомбината тогда был Дмитрий Федорович Конюшенко, который впоследствии стал председателем городского совета или по-нынешнему, городским главой. Это я к тому, что у директора был государственный подход к делу и широта мышления.
Вячеславу и его коллегам выделили небольшое помещение – метров тридцать-сорок. Помещение-то нашли быстро. А вот со станками для обработки ракуши долго не ладилось. При резке ракуша крошилась. Долго слесарь Александр Гончаров ломал голову. И все таки русский умелец нашел выход – установил на станок фрезу для обработки металла, и дело стало налаживаться. А потом появился и сверлильный станок для изготовления гнезд и гравировальный. В последнем случае для производства сувениров использовали обычную иглу для медицинской бормашины, из под которой рукой мастера появлялся изящный рисунок на поверхности ракуши.
Ракуша с гравировкой прикреплялась к полированным дощечкам, которые изготавливали в Воронцовском деревообрабатывающем комбинате.
Воронежское управление местной промышленности утвердило для производства семь видов сувениров в Павловске: декоративные панно «Петух», «Дятел», «Рыбки», «Утки», красивые виды Павловска и образ павловчанки.
В конце семидесятых- в начале восьмидесятых производство сувениров из дерева наладили в мастерских Павловского мехлесхоза. Жаль, что со временем, все это ушло, не получив развития и усовершенствования. Хотя…что там мастерские! Страну развалили в те лихие годы, не то, что отдельное производство. Как еще выжили…