Быть или не быть... вот в чем вопрос=)
Если это касается эмоциональной компетентности - то однозначно быть. Ну или стремиться. Ну или хотя бы как в анекдоте, лежать в направлении развития эмоциональной компетентности))
Для профессий категории «человек-человек», например, педагога это фундамент психологического и физического здоровья.
Такие профессии могут по прошествии лет наложить отпечаток на всю эмоциональную жизнь человека.
Иногда видишь учителя – хмурого и раздраженного, первая мысль – устал или день не задался. А потом оказывается, что такое настроение – это его перманентное состояние. Вглядываешься в глаза, а там потухший взгляд.
И тогда понимаешь, что это не обычная усталость, а уже махровое эмоциональное выгорание.
- Когда все и всё раздражают
- Когда плохо себя чувствуешь
- Когда расстраиваешься и срываешься по пустякам
- Когда постоянно крутятся тревожные мысли
- Когда перестало радовать то, что радовало раньше
- Когда преобладает плохое настроение
- Когда многое вылетает из памяти, чувствуешь себя рассеянным
- Когда пропадает интерес к событиям, которые происходят вокруг (может быть и другая ситуация – интерес вызывают только негативно окрашенные события)
Эти «когда» существенно снижают качество жизни, и увы, часто не осознаются самим человеком. Он начинает искренне верить, что мир изменился, стал враждебен, кругом враги, придираются без причин, а он во всем этом злобном круговороте жертва.
Что тут важно понимать?
Эмоциональное выгорание не приходит внезапно. Это результат неправильного обращения с собой, своей эмоциональной сферой, своим мышлением.
Эмоциональное выгорание по своей сути - это состояние истощения, которое приводит к отсутствию сил, апатии и сопровождается утратой радости по отношению к жизни.
Эмоциональное выгорание – это не приговор. Все поправимо, надо только подойти со всей ответственностью к этой проблеме. В конце концов, ответственность тут перед самым главным человеком – перед собой.
Эмоциональное выгорание требует профилактических действий, осознанного и бережного отношения к своей эмоциональной сфере.
Страшно, когда человек невольно доводит себя до такого состояния. Ещё страшнее, когда такой человек – педагог, а значит постоянно общается с коллегами, родителям и детьми, влияет на учеников.
У любого педагога с начала его педагогической деятельности есть два пути:
- Путь эмоционального развития
- Путь эмоциональной деформации
Так как эти процессы сильно по времени растянуты, сложно самому отследить по какой из этих дорожек идет движение.
Путь эмоционального развития - это учителя, которых любят дети и уважают родители. Они умеют общаться вежливо, но твердо. К ним приходят ученики, потому что такой учитель к себе притягивает. Он бывает разным – и жестким и мягким, и серьезным и с ноткой юмора, и успокаивающем и приободряющим. Он может быть таким, потому что он научился управлять своим эмоциональным состоянием, научился принимать и не осуждать, научился быть благодарным и благодарить. Такие люди открыты новому опыту, они умеют оценивать пользу приемов и подходов. Они перенимают рабочие «фишечки» у коллег. Они осваивают коммуникативные приемы на тренингах. Они экспериментируют, обсуждают и активно делятся опытом.
И с каждым годом такой учитель становится все более и более эмоционально компетентным.
Но есть и другой путь, не такой радостный.
Путь эмоциональной деформации. Когда из года в год нарастает напряжение. Вслед за ним – раздражение. Когда на работу приходишь с мыслями «ну вот опять» и уходишь «ура, наконец-то домой». Когда с каждым годом дети кажутся все глупее и глупее, родители - невыносимее и невыносимее. Когда все чаще вспоминаешь «вот было время…». Вокруг такого учителя не вьются дети. О таком учителе не очень позитивно отзываются родители (если это, конечно, не те родители, которых он собственноручно выпустил 20 лет назад, когда был еще в норме – тогда работает эффект общего прошлого, который создает единую общность с такими родителями). И как снежный ком такое негативное мировосприятие прогрессирует, темная пелена затягивает взгляд и все начинает казаться плохим, неправильным и враждебным.
Поэтому в фокусе внимания людей таких профессий должна быть профилактика.
Профилактика эмоционального выгорания через заботу о своем психологическом состоянии, развитии навыков саморегуляции, релаксации, повышение осознанного отношения к своим эмоциям, чувствам, ощущениям в теле.
Хорошо, когда есть внутренний огонек.
Плохо, когда это выгорание.