С уходом Даррена Уайта начинаются большие перемены в группе, меняется стиль игры, она постепенно отходит от традиционного дума. С каждым годом музыка становится всё более мягкой. Именно с этого времени группу всё чаще начинают сравнивать с Pink Floyd.
В ноябре 1996 г. выходит третий лонгплей «Eternity». В работе над ним группа претерпевает наибольшее количество изменений за свою историю. Долгим был выбор студии, в которой будет происходить сведение записи, возникла проблема с сессионными музыкантами, приглашёнными на запись.
Был подключен клавишник Лес Смит из группы Cradle Of Filth, а для исполнения партий женского вокала была приглашена Мишель Ричфилд из группы Dominion. В 1996-м группу покидает ударник Джон Дуглас, подсевший на какую-то химию. Восполнить пробел новым ударником сразу не удалось. Но «Eternity» все-таки увидел свет в этом же году, и слушая его, ни за что не скажешь, насколько непросто он дался музыкантам.
Четвёртая полноформатная работа группы, озаглавленная «Alternative 4», появилась на свет в 1998 г. и считается пиком творческой активности Дункана Паттерсона, написавшего значительную часть музыки и лирики. Альбом записывался при содействии сессионного ударника из британской команды Solstice. «Alternative 4» стал последним альбомом с участием Дункана Паттерсона, по выходе из группы организовавшего проект Antimatter, ориентированный на электронное звучание.
Паттерсона заменил Дэйв Пабс, за ударную установку вернулся Дуглас, а сессионным клавишником стал Мартин Пауэлл из My Dying Bride. В этом составе был записан следующий альбом «Judgement» (1999), на котором музыканты продолжили эксперименты с медитативным электронным звучанием. В следующем году между Anathema и Cradle Of Filth произошёл обмен клавишниками. Пауэлла, ушедшего в Cradle Of Filth, сменил Лес «Лектор» Смит, уже в качестве постоянного члена группы. Постоянной бэк-вокалисткой стала Ли Дуглас, сестра Джона Дугласа.
В 2001 вышел очередной студийный альбом «A Fine Day To Exit». Вскоре после этого Пабс ушёл в Cradle of Filth. Концертным басистом кратковременно поработал Джордж Робертс, а затем в группу вернулся Джэми Кэвено.
В 2002 г. Дэниэл объявил об уходе из группы, поскольку внутри возникли терки, а сам Дэниэл имел проблемы со здоровьем. В итоге Кэвено решил сосредоточиться на сольных проектах и работе с Antimatter. Открылась совершенно новая страница в истории группы, на которой из метала не было написано ровным счетом ничего.
С выходом альбома «A Natural Disaster» (2003) группа двинулась дорогой атмосферного рока, которой шла до самого распада (объявления перерыва) в 2020 году, выпустив еще шесть альбомов.
Альбом - «Eternity»
Страна – Великобритания, 1996 год
Стиль – post doom metal
Содержимое: Моё мнение - лучшая пластинка группы. Стык progressive и doom metal удался просто восхитительно. Мелодии, атмосфера - всё просто прекрасно.
Тематическая и стилистическая законченность "Eternity" отлично дополняется очаровывающей непричёсанностью, неприглаженностью и даже отчасти неряшливостью звучания. Вокал на этой работе, особенно в местах без инструментала (начало «Hope» и «Suicide Veil») не имеет аналогов в остальном творчестве Anathema. Слова "боль" и "печаль" обретают патетично-безысходную окраску, будучи произнесёнными Винсентом.
Альбом полностью состоятелен в музыкальном плане, большое отличие от предыдущих работ заключается в самой энергетике - нет больше той апатии и чёрной меланхолии, сопровождавших «Pentecost III» и «Silent Enigma», ей присущ очень своеобразный оптимизм, потерянный затем на «Alternative IV».
Но и дисгармоничность предыдущих работ не была потеряна, это отнюдь не набор гладких и сладких песен, патологически мрачный взгляд на действительность лишь преобрёл оттенок мудрого понимания.
Лучшие композиции: «Angelica», «Suicide Veil», «Far Away» (самая классная дорожка). А вообще весь альбом просто отличный.
Альбом - «Alternative 4»
Страна – Великобритания, 1998 год
Стиль – atmosphere metal
Содержимое: Глядя на прозрачную обложку, можно подумать, что диск несет в себе нечто хрупкое, лёгкое и доброе. Стоит же его поставить, как это первое впечатление безжалостно разбивается об острые камни эмоций, переполнявших музыкантов. "Alternative 4" неагрессивен, скорее, он просто мрачен. Речь, конечно, идёт не о металической тяжести, а об эмоциональной.
Нужное настроение создаётся голосом Винсента, который словно сдавлен, а его нечастые прорывы на поверхность являют слушателю полные отчаяния картины. Если "Eternity" был контрастным, то здесь всё подчинено лишь передаче чувств. Названия песен под стать их содержанию: достаточно прочесть такие заглавия, как "Shroud of False", "Empty", "Lost Control" или "Regret".
Структура музыки тесно сотрудничает со смыслом всего произведения, отсутствие каких-либо соло не даёт душе ни разу вспорхнуть ввысь вместе с заливающейся гитарой. Ударные, местами похожие на стук сердца, создают впечатление конечности всего сущего.
Из инноваций следует отметить участие сессионной скрипки, внёсшей свой вклад в особую атмосферу диска, - пожалуй, никогда больше группа не звучала столь кристалльно-безысходно, что подчёркивалось и возросшей вокальной техникой Винни, которая в кои-то веки не оставила пространства для женских партий.
Откровенно говоря, несмотря на колоссальные изменения в форме, суть и цель музыки Anathema до сих пор остаются теми же, что и в начале их карьеры, как будто они всё ещё не нашли единственно верного способа высказаться. Вообще, писать об этом творении сложно, его лучше просто послушать и оценить самим.
Лучшие композиции: "Empty", "Lost Control"
Альбом - «Judgement»
Страна – Великобритания, 1999 год
Стиль – atmosphere metal
Содержимое: Ну очень профессиональное звучание и аранжировки. Можно не любить эту группу, это направление, но признать это можно и нужно. На каждой дорожке чувствуется крепкая рука. Всё сделано грамотно и стильно, и альбом может послужить прекрасным примером для любого музыканта.
«Judgment» консолидировал в себе многие приёмы и поэтому уже при первом же прослушивании у людей искушённых (слушающих в большом количестве разноплановую музыку) может возникнуть впечатление, что они это где то уже слышали. Типичный пример: сравнивание Анафемы с Пинк Флойдом. У меня, кстати, возникла та же ассоциация. Ибо просто-напросто был использован следующий музыкальный приём: slide гитара с фирменным звучанием знаменитых англичан.
Несмотря на то, что во многих композициях слышны пинкфлойдовские мотивы, они самодостаточны и самостоятельны как по мелодиям, так и по общему настроению и явного плагиата не заметно. Простота построения музыкального полотна идет только в плюс альбому - такая гениальная простота встречается очень редко.
Лучшие композиции: «Deep», «One Last Goodbye».
Альбом - «A Fine Day To Exit»
Страна – Великобритания, 2001 год
Стиль – atmosphere metal
Содержимое: Не совсем понял примодненного саунда а-ля Радиохед и сиэтловская волна. Тем более, когда "отравленный пояс" гранджа уже прошел через тяжелый андеграунд. Но именно с «A Fine Day To Exit» все кардинально поменялось.
Хуже всего то, что в музыке англичан окончательно пропала «струна». Вроде, сыграно профессионально, мелодии есть хорошие, тексты, как всегда с большим вкусом. Только вот испарилось куда-то настроение, от которого хочется прыгать из окна, вешаться, резать себе вены – все что угодно, только бы не оставаться на этой богом забытой земле, на которой столько всего мерзкого.
«A Fine Day To Exit» - альбом, в который нужно долго врубаться, а в конце концов так и не полюбить. Начало конца Anathema как металической группы.
Лучшие композиции: «Leave No Trace»
Лайк, подписка, репост - ваша неоценимая помощь в развитии канала, и лучшая благодарность автору за его труд!
Начало можно почитать здесь