Найти в Дзене
Подвал Истории

Красавец граф — герой и сердцеед

Ги-Арман де Грамон, граф де Гиш добился известности благодаря храбрости на поле боя, распутному образу жизни и скандальному роману с Месье (Филиппом герцогом Орлеанским), братом великого Короля-Солнце. Родился же Арман де Грамон 25 ноября 1637 года.

Портрет джентльмена кисти Джованни Баттиста Гаулли, известного как Иль Баччо. Генуя, 1639 г. – Рим, 1709 г. (Фрагмент).
Портрет джентльмена кисти Джованни Баттиста Гаулли, известного как Иль Баччо. Генуя, 1639 г. – Рим, 1709 г. (Фрагмент).

Арман был первенцем Антуана III де Грамона, герцога де Грамона и маршала Франции, и Франсуазы-Маргариты дю Плесси де Шивре, племянницы Ришелье. Арман родился в очень знатной семье, и его отец был яростно предан Ришелье, даже говорил, что кардинал был для него важнее, чем король. После Тридцатилетней войны Антуан III де Грамон стал маршалом Франции и был возведен в разряд герцога Людовиком XIV в награду за свою храбрость. Именно герцог де Грамон был отправлен в Испанию, чтобы просить руки Марии-Терезы Австрийской по приказу Людовика XIV.

Король Франции Людовик XIV. Версаль. Из открытых источников
Король Франции Людовик XIV. Версаль. Из открытых источников

Арман вырос весьма красивым мужчиной и долгое время считался самым привлекательным юношей при дворе. Молодой красавец, дерзкий распутник, самонадеянный вольнодумец, вот каким воспринимал его двор. Неудивительно, что он привлекал как дам, так и мужчин. Это сделало его довольно тщеславным, и вскоре он стал не только самым красивым мужчиной в Версале, но и откровенным хвастуном.

Катрин-Шарлотта де Грамон, княгина Монако. Фрагмент. Приписывается Жану Нокре  (1615–1672).
Катрин-Шарлотта де Грамон, княгина Монако. Фрагмент. Приписывается Жану Нокре (1615–1672).

Де Гиш был не единственным из его братьев и сестер, которого хвалили за красивое лицо. Его сестра Екатерина-Шарлотта была знаменитой придворной красавицей. В 1660 году она вышла замуж за наследника княжества Монако, который два года спустя унаследовал титул князя Монако. В 1665 году принцесса Монако попала таки в постель Людовика XIV.

Портрет английской принцессы Генриетты Анны, написанный Яном Митеном (1614-1670). Версаль.
Портрет английской принцессы Генриетты Анны, написанный Яном Митеном (1614-1670). Версаль.

В то время как его сестра была членом семьи Генриетты Английской, Арман стал членом семьи Месье, и молодой Месье влюбился в харизматичного и красивого графа. К тому времени Арман уже заработал себе репутацию любителя обоих полов и любил всех всякий раз, когда ему представлялась такая возможность. Не сказал он «нет» и Месье. В то время как Месье смотрел на него сквозь розовые очки, Арман был далеко не самым верным другом и отнюдь не галантным любовником.

La Grande Mademoiselle, герцогиня де Монпансье, пишет об одном неприятном случае, во время которого молодой граф вел себя крайне неподобающим образом:

«Во время бала-маскарада, на котором я и Месье нарядились пастушками, мы оба прекрасно развлекались. Месье танцевал и веселился, и, хотя большинство людей делали вид, что не замечают его маскировку, его узнали почти все.
Граф де Гиш привел Месье в круг танцующих, притворившись, что не знает, кто он такой, и начал бить и пинать его по королевскому заду на глазах у всех присутствующих. Месье делал вид, что ему все равно, но это могло закончиться невиданным скандалом: члена королевской семьи, родного брата короля, пинают на глазах у всей знати...
Прижизненный портрет шевалье Филиппа де Лоррена.1643—1702 гг. Работа неизвестного мастера.
Прижизненный портрет шевалье Филиппа де Лоррена.1643—1702 гг. Работа неизвестного мастера.
Это был не единственный непристойный поступок, в котором Арман проявил крайнее неуважение к Месье. Последний всегда думал, что Арман обожал его так же сильно, как он обожал его. Это было не совсем так, и то, что всегда говорили о шевалье де Лоррене, что он якобы гонится лишь за деньгами Месье, лучше было бы отнести к мотивам графа де Гиша оставаться рядом с Филиппом Орлеанским».
Карл II Стюарт, король Англии и брат Генриетты-Анны, Минетт. Портрет работы Антонио Веррио.
Карл II Стюарт, король Англии и брат Генриетты-Анны, Минетт. Портрет работы Антонио Веррио.

Арман и Катрин-Шарлотта уже были спутницами Генриетты Английской до ее замужества с Месье. Минетт (так ее брат Карл II называл Мадам) и ее кокетливый характер также привлекали графа де Гиша. По словам второй Мадам (после смерти Генриетты), Лизелотты Пфальцской, принцессы Палатин, Месье убеждал Минетт вступить в более дружеские отношения с Гишем, и это имело неприятные последствия.

Лизелотта фон Пфальц, герцогиня Орлеанская в 1675 году. Музей Прадо. Мадрид. Испания. Портрет кисти Пьера Миньяра, ок. 1675 г.
Лизелотта фон Пфальц, герцогиня Орлеанская в 1675 году. Музей Прадо. Мадрид. Испания. Портрет кисти Пьера Миньяра, ок. 1675 г.

Вот как она пишет об этом в своих мемуарах, которые, слава богу, дошли практически в полной сохранности до наших дней:

«Месье сам был причиной интриг Мадам с графом де Гишем. Он был одним из фаворитов покойного Месье и, как говорили, когда-то был красив. Месье настоятельно просил мадам оказать некоторую услугу графу де Гишу и разрешить ему прислуживать ей в любое время. Граф, который был груб со всеми остальными, но полон тщеславия, прилагал большие усилия, чтобы понравиться Мадам и заставить ее полюбить его. Фактически ему это удалось, поскольку его поддержала его тетя, мадам де Шомо́н, которая была гувернанткой детей Мадам.
Однажды Мадам отправилась в комнату этой дамы под предлогом встречи с детьми, а на самом деле для встречи с де Гишем, с которым у нее было свидание. У нее был камердинер по имени Лонуа́, которого я с тех пор видела на службе у Месье: ему приказали стоять на страже на лестнице, чтобы предупредить на случай, если Месье подойдет. Этот Лонуа́ вдруг вбежал в комнату со словами: «Месье спускается вниз».
Влюбленные были напуганы до смерти. Граф не мог уйти через переднюю из-за людей Месье, которые там были. Лонуа сказал: «Есть один способ и сейчас же я применю его на практике. Быстро спрячьтесь за дверью» — сказал он графу. Затем Лонуа ударил Месье головой в нос, когда тот входил, и ударил так сильно, что у того потекла кровь. В тот же миг он воскликнул: «Прошу прощения, сударь, я не думал, что Вы так близко и побежал открывать Вам дверь».
Госпожа и мадам де Шомо́н в большом испуге подбежали к господину и закрыли ему лицо своими платками, так что граф де Гиш успел выбраться из комнаты и спуститься по лестнице. Месье видел, как кто-то убегал, но подумал, что это Лонуа́, спасающийся бегством от страха. Он так и не узнал правду.
Хотя Месье мог ничего и не подозревать, Людовик XIV пронюхал об этом. Он сам был очень близок с Минетт в прошлом и спросил свою нынешнюю любовницу Луизу де Лавальер, которая была фрейлиной Мадам, что происходит. Она отказалась отвечать, но была в курсе. Вскоре после этого граф де Гиш был изгнан из Версаля и из Парижа, отчасти из-за его романа с Мадам, а отчасти из-за того, что он флиртовал с Луизой де Лавальер и пытался сделать ее своей сообщницей».
Филипп Французский, герцог Орлеанский. Версальский дворец. Париж, Франция.
Филипп Французский, герцог Орлеанский. Версальский дворец. Париж, Франция.

Это была не первая ссылка для Гиша. Людовик XIV трижды отправлял его подальше «подышать свежим воздухом» на какую-нибудь войну, а однажды (это произошло в 1660 году) граф де Гиш даже высадился, правда, без войска, в Бастилии.

Портрет мужчины с бюстом Каракаллы (возможно, здесь изображен Арман де Грамон, граф де Гиш, придворный и генерал-лейтенант армии Людовика XIV).  Приписывается Себастьяну Бурдону  (1616–1671). Музей Лувр, Париж, Франция.
Портрет мужчины с бюстом Каракаллы (возможно, здесь изображен Арман де Грамон, граф де Гиш, придворный и генерал-лейтенант армии Людовика XIV). Приписывается Себастьяну Бурдону (1616–1671). Музей Лувр, Париж, Франция.

В этот раз Арман отправился в Польшу, где храбро сражался с турками и через два года был отозван ко двору. Его пребывание в Версале длилось недолго. Он участвовал в заговоре с целью донести до королевы все детали романа короля с мадемуазель де Лавальер.

Штурм Кувордена, 30 декабря 1672 г. Художник Питер Вауверман, между 1672 и 1682 годами. Музей Амстердама.
Штурм Кувордена, 30 декабря 1672 г. Художник Питер Вауверман, между 1672 и 1682 годами. Музей Амстердама.

Теперь Армана сослали в Голландию, где он снова завоевал славу на поле боя. В 1669 году ему разрешили вернуться во Францию, но он не был допущен ко двору до 1671 года. К тому времени он уже не выглядел таким красивым и потерял два пальца во время осады Дюн. Он имел репутацию искусного любовника и развратника, храброго солдата и отважного героя на поле боя. Год спустя, в 1672 году во время франко-голландской кампании он это доказал, показав пример войскам: он переплыл Рейн, и за ним последовала вся армия.

Людовик XIV и его армия пересекают Рейн в Лобите 12 июня 1672 года. Художник	 Адам Франс ван дер Меулен  (1632–1690). 1690 г. Музей Амстердама.
Людовик XIV и его армия пересекают Рейн в Лобите 12 июня 1672 года. Художник Адам Франс ван дер Меулен (1632–1690). 1690 г. Музей Амстердама.

И все же Арману не довелось долго наслаждаться славой. Он умер в 1673 году, 29 ноября, в Бад-Кройцнахе в Германии после болезни, вероятно, вызванной его героическим купанием в Рейне. За четыре дня до смерти ему исполнилось 36 лет.

  • Послесловие

Насколько я понял, подготавливая материал к публикации, ни одного достоверного портрета красавца графа не сохранилось, даже тот, что висит в Лувре, не дает аргументированного ответа на вопрос, на самом ли деле там изображен де Гиш.

Есть еще портрет молодого человека (см. ниже) в красном камзоле, но по нему тоже возникают обоснованные сомнения. Например, шейный платок, что завязан вокруг шеи, дань моде конца века, а де Гиш умер в 1673 году, и молод он был в середине 17-го столетия, а такой моды тогда еще не было.

Портрет молодого человека, возможно, это граф де Гиш.
Портрет молодого человека, возможно, это граф де Гиш.

Еще один портрет, который пытаются выдать за изображение графа, так же, как и прошлый, весьма сомнителен. Мужчина на нем написан в платье чиновника, кем граф, разумеется, никогда не был. Кроме того, граф Бюсси заявлял в своих записках, что у де Гиша были черные глаза, а совсем не светлые, как здесь.

Художник Якоб Фердинанд Фут. Граф де Гиш (якобы). Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Художник Якоб Фердинанд Фут. Граф де Гиш (якобы). Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Единственный портрет, который вызывает доверие, тот, что обнаружен в фамильном замке де Грамонов Бидош. Он ниже в черно-белом качестве, лучше, увы, не нашел. Есть вопросы к этому странному, на мой взгляд, парику, но есть вероятность, что портрет, возможно, переписывался.

С высокой долей вероятности можно утверждать, что на этом портрете изображен Арман де Грамон, граф де Гиш в молодости.
С высокой долей вероятности можно утверждать, что на этом портрете изображен Арман де Грамон, граф де Гиш в молодости.
Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: