Фотографии и координаты космических кораблей упавших на землю и сохранившихся до наших дней. Можете посетить, захватывающее зрелище.
Конечно, падают на землю, в места удалённые, куда и нога человека не ступает, дабы на голову случайно не упало и кого не придавило. Правда роняли первые разгонные ступени на землю в эру становления космонавтики, лет 30-40 назад. Возможно, чтобы была возможность инженерам-конструкторам посетить место падения для обследования. Обнаруженные нами ступени конструктивно одинаковые, но совершенно разной по состоянию. Некоторые почти полностью сгорели в атмосфере, одно титановое кольцо осталось, а некоторые как новые. Как так может быть? Не набрала должную высоту и не сгорела в атмосфере? Или авария? Одни вопросы.
Туры на Кольский полуостров к звездолётам
Уже скоро пол века пройдёт, а космические корабли лежат в тундре, редких туристов радуют, если не единственных, нас. За десятилетия остатки порасти мхом и лишайником. Ходишь вокруг них, прикасаясь к истории космонавтики, к частичке космоса и мечтаешь о далёких звёздах, восхищаться инженерным талантом. Некоторые части как новые, времени не подвластны, блестящие, как только с завода.
Посмотрите на карту, все обломки лежат по одной линии, поразительная точность. Запустили, отработала ступень и скинули точно в цель. GPS координаты указаны на подписях к фотографиям.
Опасно ли топливо и обломки
Местные рассказывают, что одна из ступеней, почти целая, лежит в озере и рыбы в нем ничуть не меньше и двухголовых нет. Друзья-геологи проверяли ступени на радиацию, говорят - чисто. Хотя, мне показалось, что в близи обломков кислым попахивает. Кто его знает, что там в баках было, светится потом в темноте не хочется. Так, что лучше в дом не тащить обломки и космическую гайку в виде амулета на шею не вешать.
Космические корабли как источник металлолома. Что происходит в дальнейшем с отсоединёнными ступенями ракет после того, как они упадут на землю?
Далеко они лежат в тундре, поэтому и сохранились, слишком накладно их разбирать и вывозить на металлолом. До 2000 годов и распада страны центральная часть Кольского полуострова редко посещалась человеком, люди работали на побережье, некогда им было в центральную тундру ходить, да и нужды не было и транспорта подходящего. Первые военные гусеничные вездеходы МТЛБ в частные руки стали попадать после развала армии и списания военной техники.
Близлежащие ракеты местные жители пробовали разбирать на металлолом, отсоединять титановое кольцо от композитного топливного бака, но оказалось сложным это дело, болгарка композит не берёт, а при ударе молотком о кольцо искры сыплются как от сварки. Сделано всё было очень крепко и на совесть, «Жигули» бы так делали. В общем, овчинка выделки не стоит.
Гайку на шею от звездолёта
Многие удивляются - почему сувенир не привёз, гайку не открутил? Знаете, рука не поднялась, кощунство это, растаскивать на сувениры историю космонавтики, нашу с вами историю. Растащим по домам, да выбросим потом как ненужный хлам. Так и нашим детям и внукам показать будет нечего. Храни тундра наше будущее! Да и кто его знает, чем фонит эта гайка и какие рога потом вырастут.
Видео сделаю и выложу на канал позже.
Автор Рудольф Кавчик,
6-14 июня 2022 года.