Найти в Дзене
Открытая семинария

Об ангелах-звездах: епископ Митрофан

Оглавление

Когда в первых годах этого века я начал отдавать свой скромный голос в пользу книги Еноха, то он просто потонул в потоке критики и отвержения. Но не все пропало, и мне приятно видеть, как меняются времена и люди (хоть в чем-то), и как в среде как протестантов, так и православных пробуждается интерес к этой книге. Мой друг Дмитрий Беляков, будучи протестантом предпринял и осуществил новый перевод книги Еноха, с комментариями, который он и издал, которым делился с читателями ОС, и у многих даже есть теперь его книжечка.

А вот теперь я был приятно удивлен, когда мне прислали ссылочку на новенький труд православного автора, к тому же священника, епископа. Где, к своему удивлению и радости, я нахожу представленным все то, что так недавно мои православные, да и протестантские друзья принимали в штыки. С большим уважением хочу процитировать хотя бы страничку-другую из замечательной книги, которую я для себя обнаружил. Возможно, я не со всем могу согласиться из того, что нахожу там. Но рад, что владыко Митрофан говорит о том же самом главном, о чем говорили и мы здесь в целых циклах статей. Цитирую. Епископ Митрофан (Баданин). До и после. Апология Книги Еноха. Североморск- СПб.: Изд. Североморской епархии, 2018. - 288 с.: ил.

(Одна из моих программ по книге Еноха. Олег Жиганков, Открытая Семинария, 2016).

Об ангелах-звездах

Мы уже упоминали, что в библейской традиции слово «звезды» чаще всего является синонимом слову «ангелы»1. При этом речь идет об особо выдающихся ангелах - о Стражах. Они «звезды» в мире ангелов - вспомним сегодняшний мирской смысл этого слова. «Звезды» как темные, так и светлые. Ветхозаветные тексты воспринимают эту аналогию как что-то хорошо известное. Так, например, Господь «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс.146,4). Имена, естественно, могут даваться тварям одушевленным - в данном случае ангелам.

-2

Пожалуй, наиболее ясно эту синонимичность названий можно обнаружить в словах Господа, описывающего «общ ее ликование утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радост и» (И ов 38,7). Живительно, насколько порой церковнославянский текст много ближе передает смысл сказанного в Писании:

«Егда сотворены быта звезды, восхвалиша Мя гласом велиим еси Ангели Мои » (И ов 38 ,7 )» . Ангелы-звезды могут вмешиваться в дела народа Богоизбранного и являть Божью волю в сражении. Безнадежное для иудеев с точки зрения военного искусства сражение с хананеями заканчивается сокрушительным поражением последних, поскольку «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою [предводитель войска ханаанского. - Е.М .] » (Суд.5,20). На церковнославянском: «От небесе ополчишася звезды, от чина своего ополчишася с Сисарою».

Также по слову Божьему известно, что «звезды стоят по чину и не устают на страже своей» (Сир.43,11). О том, что существует это различие «по чину» между ангелами ( « воинством небесным») и звездамистражами, говорится в видении пророка Даниила: «вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воин ст ва и звезд, и попрал их» (Дан.8,10). Но наиболее ясно о звездах-стражах сообщает именно Книга Еноха, описывая место их наказания за грех блудодеяния как место «пустынное, величественное и страшное» :

«Здесь те звезды , которые преступили повеление Всевышнего Бога, и они связаны здесь до тех пор, пока не окончится тьма миров, и число дней их вины» (Енох 4,30). В то же время, далее он видит иное место, «которое было еще страшнее», предназначенное для «для воинства небесного» : «Это место - темница ангелов, и здесь они будут содержаться заключенными до вечности» (Енох 4,37).

-3

В полной мере доверяя информации из Книги Еноха, о таких падших Стражах-звездах уже в Новом Завете апостол Иуда пишет: «звезды блуждающие [точнее было бы перевести «блудящие», т. к. «блужение» (ц.-слав.) есть неверность истинному Богу. - E. М .], которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама» (Иуд.13). Также и о звездах - ангелах света читаем у апостола Павла: «И звезда от звезды разнится в славе» ( ІКор.15,41).

Говоря о трагедии падения Денницы с приближенными ему ангелами, апостол Иоанн также называет их звездами: «Большой красный дракон... Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр.12,4). Еще один эсхатологический образ Н ового Завета, который впервые появляется только в Книге Еноха, - это «Семь звезд». Енох описывает место, куда унесли его ангелы, «где были фигуры, как пылающий огонь [речь идет о Стражах], и когда они хотели, то казались людьми» (Енох 4,1). « И было ужасно то, что я видел там: семь звезд, как великие горящие горы и как духи» (Енох 4,20).

-4

Много позже этот таинственный образ Семи звезд вновь возникает в Откровении Иоанна Богослова: «Он держал в деснице Своей семь звезд» (Откр.1,16). « Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей... семь звезд суть Ангелы семи церквей» (Откр.1,20). То есть « звезды суть Ангелы», и это м ногое меняет.

Потому как, глядя на ночное небо, усыпанное мириадами звезд, невольно задумываешься, в чем был замысел Божий при творении такого количества небесных тел? Если воспринимать их как безжизненные куски материи, разбросанные по вселенной, то бессмысленность их существования становится очевидной и невольно удручает. Если же они еще и «суть Ангелы» и Енох видел их «как великие горящие горы и как духи», тогда они имеют великое Бож ественное предназначение и особое сакральное служение, суть которого можно понять исходя из учения при. М аксима И споведника о « л о го са х » . «Святые Силы (Ангелы ) обладают способностью постигать умную суть тварных вещей, которая есть их “логосы ” или “объект их умозрения”. Они являются Божественными мыслями о мире и составляют вечный Божественный замысел ( “план”), который становится реальностью, осуществляемой во времени, благодаря воле Божией».

Выводы ОС

Вот к таким важным открытиям приходит владыко Митрофан, и я могу сказать только "аминь"! Читая новую книгу епископа Митрофана я от души радовался за его паству. Мне бы еще однажды хотелось обратиться к одной важной теме Еноха, которую поднимает епископ Митрофан - к теме падения Стражей. Я уже говорил о падении Стражей, и вел дискуссии, но услышать эту тему из уст епископа - будет интересно и важно. В общем, возрождение книги Еноха началось, начнется скоро и возрождение Святой Руси.