Существует мнение, что кинопродюсер – это такой меценат, который сидит на мешке денег и спонсирует проекты. Но мало кто понимает, что продюсер – это организатор. Его задача наладить проект от А до Я. То есть выбрать идею, собрать команду, создать условия работы и НАЙТИ ФИНАНСИРОВАНИЕ. Создать всю производственную цепочку, начиная от поиска денег на неё.
На свои деньги мало кто из продюсеров создает фильмы. Во-первых, потому что кино - это очень дорого, а во-вторых, сейчас большой поддержкой российского кинематографа занимается государство. Только в 2022 году финансирование на поддержку кино было увеличено на 5,5 миллиардов рублей и составило около 14,5 миллиардов рублей за год.
Государство выделяет на поддержку кинематографа деньги возвратные и невозвратные.
Невозвратные - это субсидия, которая выделяется именно с целью развития киноиндустрии. Несмотря на то, что, как следует из названия, их не надо возвращать, но они всё равно передаются по договору, который накладывает на продюсера определенные обязательства, которые ему лучше бы соблюдать.
Возвратные средства - это менее популярный пакет, но именно из-за этого шансы получить его гораздо выше. Для продюсера плюс в том, что если он знает, что его фильм точно окупится или что у него будут деньги через год, а снимать фильм надо сейчас - он может обратиться за помощью к государству и получить некую сумму денег, которая не обрастает процентами и комиссиями. То есть это такая беспроцентная рассрочка.
Деньги от государства можно получить через Министерство культуры или Фонд Кино. Если хотите узнать, в чем отличия их поддержки в деталях, напишите мне в комментариях.
Еще появился недавно новый игрок под названием ИРИ (институт развития интернета), но там пока еще толком ничего не ясно. В идеале они хотят поддерживать создание цифрового контента.
Если же говорить по негосударственные деньги, то это могут быть частные фонды. Один и самый крупный из них - это фонд, созданный Романом Абрамовичем. Называется фонд Кинопрайм. Они выделяют не такие страшные миллиарды, как государство, но 1-2 млрд. рублей в год способны выделить вполне.
Главное отличие частных фондов в том, что они дают деньги не на развитие индустрии, а инвестируют в кино. То есть вложенные деньги надо будет не только вернуть, но и поделиться прибылью.
Так же поступают и любые другие инвесторы, которые в частном порядке могут поддержать фильм. Инвестором может выступить как частное лицо, так и компания. Они тоже заинтересованы в поддержке фильмов с большим прокатным потенциалом, на которых можно будет заработать.
Помимо этого фильмы можно продавать на ТВ каналы и в интернет. Продавать не насовсем, а продавать право показа на канале или платформе. О таких показах можно договариваться еще на этапе создания фильма и тогда продюсер понимает, что у него, как только он закончит фильм, такая сумма уже будет и может обращаться в Фонд кино, например, за возвратными деньгами.
Также, никто не отменял старый добрый продакт плейсмент, который много денег не принесет, но все равно пара-тройка, а то и десятка миллионов рублей никому еще не помешала.
Ещё фильмы можно продавать по всяким второстепенным каналам сбыта, вроде салонов самолетов или DVD, Это, конечно, сверхприбыли не приносит, но приятно может сделать)
Краундфайдинг - тоже один из способов. Но на сбор пожертвований большое кино не снимешь. Скорее подходит для дебютантов или коротких метров.
Иногда фильмам за победу на кинофестивалях тоже дают денежные призы, но я бы не стала всерьез рассчитывать, как на источник дохода на них.
А какие источники финансирования фильмов знаете вы? Напишите, обсудим )