1969 год. Книга никому неизвестного писателя Марио Пьюзо «Крестный отец» неожиданно становится абсолютным бестселлером в США. Права на «Крестного отца» - еще до оглушительного успеха книги - принадлежат студии Paramount. Но стоит ли делать из романа кино - вопрос открытый. Американская публика утомилась историями гангстеров, последние фильмы про мафию провалились. Кроме того вполне себе настоящая итальянская мафия страшно романом недовольна и требует от студии о фильме даже не думать. Не менее недоволен «Крестным отцом» кумир всей Америки певец Фрэнк Синатра, который узнал себя в одном из героев, страшно оскорбился и требует крови.
В этой сложной ситуации шеф студии Paramount, легендарный Роберт Эванс, все-таки решает, несмотря ни на что, запустить производство картины, доверив её начинающему продюсеру по имени Эл Радди, для которого «Крестный отец» станет по сути дебютным полнометражным проектом (прежде Радди работал исключительно в американском телевидении).
На протяжении десяти серий мини-сериал «Предложение» подробно и детально рассказывает историю создания одного из важнейших, если не важнейшего, фильмов в истории кинематографа. Как и почему именно юный Фрэнсис Форд Коппола стал режиссером «Крестного отца», как Марлон Брандо стал доном Вито Корлеоне, как и почему Эванс был так против участия Аль Пачино в картине. «Предложение», порой может быть даже излишне подробно, описывает все страсти, бушевавшие вокруг картины, от индустриальных споров до корпоративных интриг и мафиозных разборок.
Студия Paramount в начале 70-х принадлежала корпорации Gulf&Western, чей руководитель (что не редкость) относился к небольшому (в масштабах корпоративной империи) бизнесу студии с особым вниманием - он любил кино, славу и, что немаловажно, красивых актрис. А вот другие члены совета директоров, которым ни славы, ни любви от Paramount не перепадало, к студии относились исключительно как к проблемному активу и поэтому «Крестный отец» неожиданно становится фактором в корпоративной борьбе с большими ставками.
Главный герой всей этой истории - продюсер Эл Радди. Он в сериале показан как человек, непосредственно влиявший на все ключевые решения - что производственные, что творческие или финансовые. Это он договаривается с мафией и идет на сомнительные моральные компромиссы, он же убеждает, поставив карьеру на карту, утвердить Аль Пачино в роли, он разруливает любую проблему, находит деньги, улаживается конфликты.. И с одной стороны, такая героизация местами раздражает, потому что экранный Радди становится эдаким Суперменом от мира кинематографа. С другой - пожалуй ни одному фильму или сериалу прежде не удавалось так точно показать чем же именно в кинопроизводстве занимается продюсера. Показать саму суть профессии. Продюсера как друга замысла, как человека, одержимого кино и видящего в кино не средство зарабатывания денег, а искусство, но одновременно человека прагматичного и способного принимать сложные решения. Уже только одно это делает «Предложение» заслуживающем просмотра сериалом.
Международная пресса «Предложение» даже не обругала, а просто уничтожила, обозвав сериал «экранизацией статьи в википедии», обвинив в предвзятости (роль Радди преувеличена, а заслуги других участников - преуменьшены, либо же они вообще не упомянуты), но больше всего критиков раздразнила абсолютная прямолинейность мини-сериала. «Предложение» - это в буквальном смысле рассказ о том как создавался фильм «Крестный отец» и больше ничего. Это не очерк нравов, не метафора, авторы не делают вид, что они пытаются рассказать через историю фильма о чем-то большем - они в принципе не ставят себе такой творческой задачи.
Журнал Rolling Stone эпиграфом своей рецензии поставил знаменитую цитату Эванса: «у каждой истории три стороны: твоя, моя и правда. И никто не врет. Общие воспоминания просто каждому служат по-своему». И с этим сложно спорить - «Предложение» основано на «опыте продюсера Эла Радди», об этом прямо говорится в открывающих титрах. Правда совершенно непонятно почему это нужно считать минусом - сериал от этого не становится менее интересным, увлекательным или востребованным у зрителей. Ему только нужно дать чуть-чуть разогнаться. Собственно поэтому на Rotting Tomatoes у «Предложения» оценка критиков 51%, а зрителей - 97%. Познавательная и обаятельно поставленная и сыгранная история создания любимого фильма, пусть она порой и выглядит как экранизация продюсерского сочинения «Как я провел прошлое лето» - прекрасный способ провести десять часов.
Если этот текст вам понравился, подписывайтесь на мой канал «Сериалы с Иваном Филипповым» — подробный гид обо всех сериалах, стоящих вашего внимания.