Найти тему
Photogeographic

Колымское золото. Блеск или нищета.

Из серии - Фотоэкспедиция в Колымские края. (Чтобы понять общую суть повествования, ткните на эту ссылку)

Итак, еду осваивать Колыму. Так называют эту довольно значительную часть Российской земли, в большей степени разбросанную совсем не близко от берегов реки с тем же названием. Но в этой земле есть некая общность, некая целостность и одним из объединяющих факторов здесь является её непростая и трагическая история, замешанная на одной из самых отвратительных сторон человеческой натуры, на стремлении подавлять другую личность. О сталинских временах, прежде всего, говорю. А ещё, конечно, золото, которого тут добыто не мало, да ещё и осталось прилично. Металл тоже совсем не простой. По странному стечению обстоятельств, именно золото стало для человечества олицетворением богатства и его единицей измерения. Во многих хранилищах мира лежит оно жёлтыми мерцающими брикетами, как фетиш богатства и всемогущества, и никак реально не используется в хозяйстве. Но мир двойственен во всём. Ведь именно золоту я обязан тем, что еду сейчас с целью приоткрыть не только для себя, но и для людей, восприимчивых к этому, истинную ценность мира – его первозданную красоту. Но это не так сразу. Прежде чем начать фотоэкспедицию в южных отрогах хребта Черского, мне предстоит целый месяц жить в Сусумане и вести производственную съёмку и съёмку пейзажей в окрестностях. Не такая уж великая жертва, открывающая возможность побывать в диких краях, где ждут удивительной красоты пейзажи.

Сусуман. Мост через Берелёх.
Сусуман. Мост через Берелёх.

От Магадана до Сусумана около шести сотен километров пыльной грунтовки. Благо, что еду в пассажирском микроавтобусе с кондиционером. А за бортом ближе к тридцати градусам жары. Ехать целый день и что ждёт на месте не совсем понятно. Это и напрягает. Хотя за неделю до того шеф издательства созванивался и договаривался с руководством принимающей стороны, а точнее с заказчиком о моём визите. Но кто его знает, что будет на месте. Однако на месте всё оказалось даже лучше, чем можно было предположить. Бесплатно предоставили номер люкс в своей гостинице. Ну, пожалуй, можно будет и месяц продержаться в таких условиях.

Вообще Колыма, золото, местные люди, всё это отдельная тема, достойная описания. В том числе и новейшая история края, которая делается сейчас. Но это другая тема. Хотя в общих чертах кое-что расскажу. Какое-то время назад мне несколько раз снились мёртвые города. Будто хожу по улицам небольшого городка, где стоят совершенно целые обычные городские многоэтажки, а людей в них нет. Заходи в любой и живи. Вот что-то подобное предстало здесь наяву. Даже относительно благополучный Сусуман частично в запустении. А сколько тут посёлков и небольших городков теперь совсем закрытых, способных когда-то приютить по десятку тысяч, а то и больше жителей. В отличие от тех, что видел во сне, реальные мёртвые города не так хорошо сохранились. Внешне целые дома смотрят пустыми глазницами окон, рамы из которых почти везде кто-то повыдирал. Ломать, не строить. Когда едешь по Колымской трассе дальше за Сусуман в сторону Якутии, то справа откроется вид на кажущийся молодым и живым белый город Кадыкчан. Но на самом деле, там теперь нет жителей. Вот такой след оставили на Колыме эти два десятка лет грубых перемен в стране. Чем дальше от центра, тем они заметнее.

Однако какое-то возрождение в последнее время происходит. Особенно это видно по Сусуману. Относительным благополучием этот городок, конечно, обязан своему золотодобывающему предприятию, крупнейшему в Магаданской области. А то, в свою очередь, таланту отдельных личностей, сумевших приспособиться к новым условиям. А ведь были здесь и гораздо более благополучные времена. В 1991-м году в Сусумане проживало около 18 тысяч человек. Сейчас в три раза меньше.

Думаю, уместно будет немного истории:
Экспедиция С.В.Обручева в 1929 году установила, что Колыма образуется из двух рек: левая вершина — Аян-Юрях (собачья река), правая — Кулу. С начала 30-х годов под названием «Колыма» стала пониматься не только река, но и обширная область Крайнего Северо-Востока. При входе в долину Аян-Юряха в устье Лошкалаха геодезистом экспедиции Касалищевым поставлен астропункт, которым была увековечена тропа, по которой осуществлялась связь Якутска, Оймякона с Колымой. Тогда же современное написание «Сусуман» (гидроним из эвенского кухуман - "буран, позёмка, ветер") впервые появилось на маршрутной карте астронома-геодезиста К.А.Салищева. Этой тропой или трактом в 30-е годы часто пользовались геологические партии треста «Дальстрой», созданного на территории Магаданской области в ноябре 1931 года. В 1932 году долина Сусумана была подвергнута шлиховому опробованию партией Е.Т.Шаталова. Результаты работ 24-летнего геолога показали, что в бассейнах рек Сусуман и Берелёх есть россыпи золота. Позднее эти данные подтвердили геологические партии А.А.Лисовского и другие. В устье ручья Еврашкалах на большой сухой лиственнице Шаталов сделал тогда затес и написал: «Город Сусуманск», как бы предвидя будущее этого места. Но первыми строителями, которые заложили первые деревянные кладки Сусумана, были рабочие совхоза «Эльген» Северного ГПУ «Дальстроя». В конце лета 1936 года в поисках богатых сенокосных угодий они вошли в долину Сусумана, где и решено было заложить новую совхозную усадьбу. Таким образом, совхоз «Сусуман» стал первым предприятием, прочно обосновавшимся в долине.

Берелёх - золотоносная река, на берегах которой стоит Сусуман.
Берелёх - золотоносная река, на берегах которой стоит Сусуман.

Сусуман. Вид сверху.
Сусуман. Вид сверху.

По ту сторону Сусумана можно видеть контуры полей. Когда-то здесь и сельское хозяйство процветало. Но теперь поля ничем не засеваются.
По ту сторону Сусумана можно видеть контуры полей. Когда-то здесь и сельское хозяйство процветало. Но теперь поля ничем не засеваются.

Главная улица Сусумана.
Главная улица Сусумана.

На улицах Сусумана
На улицах Сусумана

Сусуман
Сусуман

Поселковая администрация
Поселковая администрация

Одна из местных достопримечательностей. Авиация раньше активно участвовала в освоении края.
Одна из местных достопримечательностей. Авиация раньше активно участвовала в освоении края.

Раньше здесь был аэропорт. Но теперь всё закрыто. Самолёты не летают.
Раньше здесь был аэропорт. Но теперь всё закрыто. Самолёты не летают.

Старое здание торговли.
Старое здание торговли.

Сусуман на фоне горы Морджот. Морджот - самая высокая точка в окрестностях и местный символ.
Сусуман на фоне горы Морджот. Морджот - самая высокая точка в окрестностях и местный символ.

Слава труженикам севера.
Слава труженикам севера.

На окраине Сусумана, прямо в лесу, ещё сохранились скромные и неказистые кресты, под которыми лежат неизвестные.
На окраине Сусумана, прямо в лесу, ещё сохранились скромные и неказистые кресты, под которыми лежат неизвестные.

Ещё не так давно в этих домах жили люди. Но теперь они осиротели.
Ещё не так давно в этих домах жили люди. Но теперь они осиротели.

Неподалёку от Сусумана находится посёлок Мальдяк. Ездил туда больше не по надобности, а по просьбе своего друга, который здесь родился. Там всё гораздо хуже, чем в Сусумане. Мальдяк также известен тем, что здесь отбывал Сергей Королёв.
Неподалёку от Сусумана находится посёлок Мальдяк. Ездил туда больше не по надобности, а по просьбе своего друга, который здесь родился. Там всё гораздо хуже, чем в Сусумане. Мальдяк также известен тем, что здесь отбывал Сергей Королёв.

Колымская трасса - отдельная тема. Она соединяет Магадан и Якутск. И проходит через Сусуман, который расположен на 627-м километре от Магадана. В сухое время эта дорога просто уникально пыльная.
Колымская трасса - отдельная тема. Она соединяет Магадан и Якутск. И проходит через Сусуман, который расположен на 627-м километре от Магадана. В сухое время эта дорога просто уникально пыльная.

Памятник узникам Колымы у Колымской трассы.
Памятник узникам Колымы у Колымской трассы.

А это ещё одна страница истории. Во время войны здесь перегоняли самолёты из США. Этот памятник погибшему экипажу вблизи места авиакатастрофы. Тоже у Колымской трассы.
А это ещё одна страница истории. Во время войны здесь перегоняли самолёты из США. Этот памятник погибшему экипажу вблизи места авиакатастрофы. Тоже у Колымской трассы.

Продолжение