Найти тему
На страже Родины

ЗАБОТЫ ВОЕННОГО ХИРУРГА

Они спасают жизни и возвращают в строй

Капитан медслужбы Константин Шерстобитов
Капитан медслужбы Константин Шерстобитов

Начальник хирургического отделения военного госпиталя капитан медицинской службы Константин и его коллеги из других госпиталей Западного военного округа в ходе специальной военной операции оказали медицинскую помощь многим раненым военнослужащим и мирным жителям Украины, пострадавшим от действий ВСУ.

Сначала Белгородская область…

Константин рассказывает, как, при поддержке старших офицеров медицинской службы ЗВО и главного хирурга округа, удалось организовать тесное взаимодействие с администрацией, медицинским персоналом больницы и департаментом здравоохранения Белгородской области. Сам же он вёл учёт поступающих раненых, обеспечивал эвакуацию военнослужащих.

Вскоре штат больницы усилили группой хирургов из Военно-медицинской академии из Санкт- Петербурга. Усилия персонала были сосредоточены на оказании помощи раненым солдатам и офицерам. Гражданским коллегам пришлось несколько ограничить число плановых хирургических операций местным жителям. Работу медучреждения удалось перестроить в короткие сроки. Большая заслуга в том, по словам Константина, принадлежит хирургам из филиалов госпиталей, прибывшим для усиления медбата.

Военнослужащим, гражданским лица и пленным оказывают всестороннюю медицинскую помощь
Военнослужащим, гражданским лица и пленным оказывают всестороннюю медицинскую помощь

Уже в начале спецоперации они, ещё до прибытия группы специалистов из Военно-медицинской академии, оказывали хирургическую помощь раненым, подсказывали гражданским коллегам особенности лечения осколочных и огнестрельных ран. А в дальнейшем, в составе медбата прибыли в зону спецоперации и наладили хирургическую помощь первого этапа.

– Особенно напряжённая работа была в марте, – делится Константин, – Наши войска продвигались вперёд, несмотря на ожесточённое сопротивление украинской армии, наёмников и нацбатов. Раненых доставляли на вертолётах после оказания врачебной помощи на передовой. Теми же бортами эвакуировали и мирных граждан Украины, познавших плоды годами взращиваемого на их земле национализма. Военным хирургам приходилось оперировать даже маленьких детей, пострадавших от обстрелов и бомбёжек со стороны ВСУ, – рассказывает Константин. Отдельные слова признательности он адресовал анестезиологам, которые трудились сутками без отдыха, помогая даже самым тяжёлым раненым встать на путь выздоровления.

Константину приходилось участвовать в контртеррористической операции, на которую он попал ещё на заре своей офицерской врачебной службы в 2012 году. Тогда он был врачом в батальонной группе. Боевых потерь в подразделении, к счастью, не было. В нынешних же реалиях спецоперации, по мнению Константина, виды применяемых вооружений, способов противоборства и характер ранений соответствуют используемым при ведении боевых действий.

…затем служба в зоне спецоперации

В середине апреля офицера-хирурга направили непосредственно в зону проведения спецоперации. До конца мая он практиковал в качестве хирурга в составе медицинского батальона мотострелкового подразделения. Удалось наладить оказание квалифицированной хирургической помощи, развернув операционную, разместив здесь анестезиологическое оборудование и создав запасы донорской крови. В десятке километров от импровизированного госпиталя – вертолётная площадка. Туда после оказания помощи раненых эвакуировали на санитарных автомобилях, а далее – под опеку коллег из Военно-медицинской академии. Впереди ещё дорога на Москву или Санкт-Петербург в сопровождении коллег из госпиталя им. Бурденко. В центральных госпиталях обеих столиц путь к выздоровлению, несомненно, завершится победой. Такова стройная система лечения раненых, растянутая на тысячи километров и предусматривающая труд сотен специалистов.

– Ещё в XIX веке великий русский хирург Николай Иванович Пирогов разработал основы системы поэтапного лечения с эвакуацией раненых по назначению. На каждом этапе пациент получает строго дозированный объём медицинской помощи, который ему показан именно в данное время и в данном месте для сохранения жизни и предотвращения развития тяжких осложнений. Характер и объём оказанной помощи зависит от близости к полю боя, наличия медицинских средств и специалистов. Сотни людей самых разных профессий участвуют в процессе лечения и доставки каждого раненого. Возьмём такой аспект, как подготовка пациента к транспортировке. Это очень важный этап, ведь путь раненого с поля боя до центрального госпиталя занимает несколько дней, но лечение и борьба за жизнь при этом не прекращается ни на минуту, – поясняет профессионал. – Такова главная отличительная особенность лечения ран – всеми имеющимися средствами сохранить жизнь и здоровье как можно большему числу воинов, – делится хирург.

По мнению Константина, при тяжёлых увечьях судьбу раненого решают грамотные действия медработников на каждом этапе. На поле боя подчас простейшие элементарные действия, но выполненные грамотно и быстро санинструктором, сослуживцем, а то и самим военнослужащим, нередко спасают жизнь. В медбате своевременно и грамотно сделанная хирургическая операция подчас может окончательно устранить угрожающие жизни последствия ранения и предотвратить развитие тяжких осложнений. Главная сложность при этом – выявить весь характер повреждений при минимальном диагностическом оснащении – без томографа и даже рентгена.

Усталость – причина неуважительная…

Константин считает, что нынешняя спецоперация на Украине, пожалуй, первый вооружённый конфликт в истории человечества, когда хирургам и анестезиологам приходится оперировать в условиях непрерывного огневого воздействия противника, когда тот бьёт артиллерией и высокоточным оружием, засылает диверсионные группы с «кочующими» миномётами. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда линия фронта отличалась устойчивостью, передовые госпитали находились на относительном удалении от зоны воздействия артиллерии противника.

С большим уважением капитан рассказал о двоих своих коллегах – однокашниках, получивших ранения в спецоперации. Один – во время марша к району выполнения задачи, второй – при отражении нападения диверсионной группы противника на полевой госпиталь.

Характерная особенность работы хирурга на войне связана с массовым поступлением раненых. При этом особая роль отводится сортировке – у кого ранение более тяжёлое, тому делают операцию в первую очередь. Принцип суров, но только так можно спасти жизни максимальному числу военных.

– Усталость и страх подавляются занятостью. Нет времени подумать о себе. Как возможно отложить помощь страдающему человеку, не попытавшись его спасти? Нет у меня такого морального права, – говорит Константин, – В медбате подчас приходилось трудиться в очень интенсивном режиме. Если раненых было много, то спать порой не ложились целые сутки. Отсыпались только в периоды оперативного затишья, но такое случалось нечасто. Да и ночью могли разбудить в любое время, когда требовалась помощь. Если объявляли ракетную опасность, то все, кто мог, бежали в укрытие. Средствами индивидуальной бронезащиты не пренебрегали даже за операционным столом, ведь с операции-то далеко не убежишь, когда руки «по локоть в работе». Чувство страха, конечно же, появлялось, но его подавляли напряжением занятости, ведь во время операции все мысли о деле. Хотя нет-нет, да подумаешь, что не ровён час и в госпиталь прилетит 152-мм снаряд. Но главной «прививкой» от страха за свою жизнь было осознание того, что ты занят важным делом, которому учился и к которому шёл осознанно. Что стараешься для соотечественников, благополучие и будущее которых решается прямо сейчас в это нелёгкое для Родины время. Хотя конкретные фамилии, имена и лица людей, которым ты помог, а то и спас жизнь, в череде операций сливаются воедино. Но всегда по-человечески особенно радуешься, когда удаётся, например, уберечь от ампутации руку или ногу раненого. И наоборот, с каждой утратой ты как будто теряешь частичку себя самого…

Бесспорно, военные медики в ходе спецоперации подвергаются опасности наравне с солдатами и офицерами на передовой. Наплевав на все мыслимые моральные принципы и международные конвенции, укронацисты намеренно стремятся бить по российским полевым военным госпиталям, санитарному транспорту, пытаясь таким образом нанести урон наступающим войскам. Боевикам ВСУ безразлично, что русские военные врачи оказывают помощь не только своим раненым, но и пленным, и мирным жителям. Тем не менее, даже сознавая весь риск и всю опасность своей профессии, капитан медицинской службы Константин и его коллеги продолжают выполнять свой воинский, врачебный и человеческий долг. Низкий им за это поклон.

Евгений ГОРДЕЕВ

Фото из открытых источников

Ленинградская обл.