Как? Время тюльпанов закончилось?! Так до обидного быстро?!! И все – до следующей весны больше не увидим?!!! Ну и кому он теперь интересен, сад без тюльпанов…
Тюльпаны неизбежны. В саду может не быть любых других растений, но без тюльпанов дачный сад представить себе невозможно.
Конечно, они возвратятся. Месяцев через 10. А сейчас в самый раз о них поговорить – пока их нет поблизости.
Царственный цветок. Покоряющий. Не могу себе представить, что кому-то не нравится, кого-то может оставить безразличным.
Так бы и писал ему восторженные оды. Но не сейчас. К тому же у многих это получается гораздо лучше. Задача в этой рубрике у меня несколько иная. Любая монета имеет обратную сторону и любовь к тюльпанам не должна затмевать объективный взгляд на некоторые связанные с ними, мягко говоря, моменты.
Антошка, Антошка, идем копать … тюльпаны.
Вот же самая морока с этими тюльпанами. Выкапывать их надо. Не углубляясь в дискуссию о том, лучше ли это делать ежегодно, раз в два года или как бог на душу положит, констатирую – все равно надо. Это как Дамоклов меч – неизбежность. Добрый и благородный коллега тюльпана – гладиолус – стремительно теряет популярность, не в последнюю очередь, именно из-за этого: его тоже нужно выкапывать, и обязательно каждую осень, да еще хранить при определенных условиях. Тюльпану подобный упадок не грозит – не такой уж для него императив это выкапывание, можно отложить. Но не навсегда.
А что будет, если долго не выкапывать?
Когда-то у меня было недолгое увлечение природными тюльпанами. И жадный азарт дернул меня выкопать пару луковиц дикого тюльпана Шренка в одной моих азиатских экспедиций. Очень поучительный кошмар. За много (неизвестно, сколько) лет вольной жизни луковица тюльпана углубилась куда-то в центр Земли. С поверхностным стеблем ее связывает тонюсенький почти неживой стебелек. Но порвешь его – и все: ариаднова нить к луковице теряется безнадежно. А не порвать при энергичной долбежке твердого, как бетон, грунта, очень сложно.
При этом жизнь луковицы вблизи центра Земли, похоже, не сахар. Она там непривычно для цветоводов крошечная, скукоженная. И никаких при ней луковок второго и прочих порядков. И букетно степные тюльпаны не растут – только одиночные стебли встречал. Наверное, размножаются исключительно семенами…
У меня в саду есть места, до которых руки никогда не доходят, на некоторых - вольные тюльпаны, лет 10 и более не выкапывали их. Неплохо цветут. Но. Если все-таки приходится их пересадить – какая там у них неприглядная подземная картина! Неаппетитные луковки на разной глубине. И насколько же практически невозможно все их извлечь!
В общем, тюльпаны лучше выкапывать, чем оставлять их свободно расти неопределенное время. И выкапывать регулярно. И не реже, чем через год-два. Такая вот барщина на царствующий цветок.
А с выковыриванием луковиц и луковок тюльпанов прямо связана еще досадная сторона тюльпановыращивания…
Сорная пересортица.
Мало какое другое растение умеет так пометить/застолбить место, на котором когда-либо росло. Как бы тщательны мы ни выбирали все луковицы/луковки при выкопке тюльпанов, какие-нибудь да останутся. Наверное, есть завидные перфекционисты, которые дочиста просеют землю и не оставят в ней никаких генетических следов росшего тут тюльпана. Мое им глубокое уважение. Но в жизни там, где когда-то росли тюльпаны, нет-нет да и проявятся их потомки.
Если тюльпановыращивание происходит долгие годы на небольшой территории, так или иначе приходится использовать одни и те же места. Посадишь интересный сорт, а на следующий сезон вместе с ним зацветет и какой-то абориген предыдущих лет. Ну плюс еще неминуемая небрежность с этикетками, что-то забытое, что-то перепутанное. В результате накапливается сортовая энтропия. Радующая глаз неожиданной пестротой, дарящая сюрпризы и раздражающая коллекционеров, ортодоксов и педантов.
Не раз поблагодаришь изящного тюльпанового собрата - нарцисса за то, что и пересаживать его так часто не нужно, и что луковичками-детками не разбрасывается…
И еще одно неочевидное преимущество нарцисса: ядовит он…
Лучше бы были ядовитыми.
А луковицы тюльпанов – не ядовиты или почти не ядовиты (зависит от вида тюльпана). Они аппетитные, сочные, в них много крахмала. В голодные годы европейцы использовали в пищу луковицы садовых тюльпанов.
У наших синантропных грызунов голодные годы – всегда. И они не упускают возможности добраться до тюльпановой луковицы и схарчить ее. Сколько посадок этой напастью загублено, сколько ожиданий не воплотилось!
Конечно, тюльпаны не виноваты, что луковицы их съедобны и доступны. Но… осадок остается.
Обманная красота болезни.
Бессовестные грызуны по крайней мере вполне осязаемы. У тюльпанов же есть специфические враги, которых не увидишь-не уловишь…
На Земле более 100 млн вирусов. Практически на все живое есть свои «неклеточные инфекционные агенты». Но как раз тюльпану достался один из наиболее ярких и обманчивых в проявлении и трудно контролируемых вирусов: пестролепестность. Вот появляется такой необычайно раскрашенный цветок – абстрактно-полосато-мраморный. Вроде даже красиво и интересно. Ну и что – венчик иной окраски, да здравствует разнообразие? К тому же цветки все равно распускаются, и зараженный тюльпан все равно растет и размножается.
Обманчивое представление. Вирус – не симбионт (симбиоз – это когда оба в выигрыше), вирус – паразит (т. е. ему хорошо за счет другого – хозяина). Раз вирус благоденствует в тюльпане, значит тюльпан страдает. Тюльпану от вируса двойная беда: утрачиваются ценные сортовые признаки и угнетается само растение. Тюльпан – многолетник. Хоть луковицы его и возобновляются регулярно, организм один. И если уж в него попал вирус – останется в нем навсегда. Растение будет мельчать, терять декоративность. Страдать. И вы будете переживать, наблюдая это. А главное – оно будет источником заражения других.
Заражение это происходит с соком растения. Передается паразитическими беспозвоночными вредителями и … цветоводами, использующими непродезинфицированный инструмент (садовые ножницы, например).
Единственный эффективный способ борьбы и предотвращения – безжалостное уничтожение всего растения целиком (включая все его подземные органы и частицы).
Своими руками… Честное слово, уж лучше бы полевки съели.
Муниципальный фон.
Наверное, не очень дипломатично называть в одном ряду грызунов, вирусные болезни и … городские власти. Но из песни слов не выкинешь. К тому же тут ни грана критики. Скорее даже наоборот.
По крайней мере, московское правительство превращает столицу в майский праздник цветения тюльпанов. Причем не банальных и не дешевых сортов. И в огромном количестве. И посаженных профессионально – творчески, со вкусом.
Едешь по майской Москве на дачу как по огромной выставке цветов. Приезжаешь на свой участок – а там всего несколько разнокалиберных стебельков. И с сорняками – куда без них. И таких же сортов! Контраст обескураживающий и лишающий любимые наши цветы флера загадочности, исключительности.
Рассказывают, что Любовь Орлова, чтобы отомстить сопернице, обила мебель в гостиной той же тканью, из которой было платье гостьи. Аналогичный эффект.
Конечно, и тут королевский цветок винить не в чем. Но такова реальность.
Доступное не ценится.
Продолжая эту невеселую тему. Легендарная знаменитость короля цветочного сада во многом связана с историей европейских бумов и потрясений, ажиотажного спроса и драматических спекуляций, определявшихся не в последнюю очередь редкостью новых сортов и их огромной ценой.
Современное массовое производство и торговая глобализация за считанные годы превращают любой мало-мальски значимый сорт тюльпанов в легко доступный ширпотреб. В самых дальних уголках мира в любой лавке можно увидеть красочный пакетик с луковицами каких-нибудь невероятных сортов.
Все есть и все доступно. А это, как говорил известный персонаж Аркадия Райкина, -«… противно».
Получается, что приобрести любой сорт королевского цветка совсем не сложно, выращивать их – просто легко. И цветения долго ждать не нужно. Что остается особенного, ценного, дорогого в царствующем тюльпане?
Только то, что в тюльпаны вкладываю я сам, то, что я в них нахожу для себя и что я в них чувствую. Мне этого хватает.