Знакомьтесь, перевертень, он же - палиндром. Любимец поэтов и мистиков, да и просто красивое слово, иногда предложение, которое можно прочитать одинаково в разных направлениях. Почему это красиво - понятно- симметрия всегда вдохновляла людей. А если можно не только порадовать взор эстетичной надписью, но и произнести её по правилам симметрии - то вот он: амур ума. Самый известный палиндром про загадочного пахаря Арепо, "хорошо делающего своё дело" (Sator Arepo tenet opera rotas) находили на раскопках от печально известной Помпеи до Сирии: на зданиях, предметах домашней утвари. Он, скорее всего, служил заклинанием - оберегом от бед: нам сила - талисман!
К сожалению, вулкан Везувий это не впечатлило. Может быть дело в том, что при внешней красоте слова - с внутренним наполнением - беда. Большинство перевертней бессмысленны, хоть и забавны: удавы рвали лавры в аду. В средние века фраза о тяжелых буднях сеятеля набрала ещё большую популярность. В Британии те, у кого: хана - мрак в карманах использовали бумагу с данной надписью в качестве лекарства от всех болезней. Кому это не совсем помогало - ставили надгробный камень с этим перевертнем, что уже означало: "молим о милом". На этом волшебные свойства сеятеля Арепо не исчерпывались - фраза ещё и пожары тушила. И верили в это аж до 18 века. В 1742 в Саксонии предписывалось держать в доме деревянные дощечки, которые чудесным образом потушат огнь, если их в него кинуть. Я бы тут добавила: "Гори, пирог!".
В России про заморских землепашцев не знали и придумали свои, родные перевертни. Магической силой они обладали такой же, как римский палиндром, но зато были разнообразнее и для каждой ситуации было своё волшебное заклинание. " Уведи у вора корову и деву", " Вор в лесу сел в ров"- вершили справедливое наказание, "Барин и раб" намекали на превратности судьбы, а про людей с дурной славой оставивших наш бренный мир говорили: "Он в аду давно". А это для вечных холостяков заговор: " Я не мил, и не женили меня".
Люди творческие перевертни заприметили давно, со времен скоморохов. Была такая шутка, известная всем, но всегда неожиданная, вызывавшая радостный смех у почтенной публики. Между выступлениями к какому-нибудь зазевавшемуся бедолаге подбегал скоморох и громко кричал: " На, в лоб, болван!" Стукал его хорошенько и убегал в поисках новой жертвы.
Высокая поэзия в лице Гавриила Державина добралась до перевертней в 18 веке. "Я разуму уму заря" и "Я иду с мечом судия". Вот почти и все примеры до 20 века. Негусто, почему-то. Золотой век русской поэзии палиндромы игнорировал. Даже у Александра Сергеевича с его экспериментами во всех областях литературы не встречаются палиндромы. Наверное, дело в том, что великие поэты полагались на внутренне содержание и не хотели ограничивать свои мысли одним видом слов. Исключение составил Афанасий Афанасьевич Фет, со знаменитой: "А роза упала на лапу Азора". Но сам перевертень получился из первой буквы каждой строчки длинного и красивого стихотворения о неразделенной любви.
Шло время, хозяином календарей стал век 20- желающий смести всё старое и построить новый мир. Поэты не отставали, придумывали новые формы стихов, вспомнили и про палиндромы. Иногда получалось здорово: "Море, веру буди – ярок, скор я иду буревером!" Это Д. Авалиани. А иногда просто смешно: " Коза ждала бал и лабала джазок". Или вот так: " И мят сон жены нежностями"...
Сейчас придумывание перевертней - частый конкурс на поэтических состязаниях; есть авторы, которые придумывают целые стихотворения по законам палиндрома. Это оригинальные задания на сообразительность- можно попробовать для интереса. Вряд ли получится осмысленно, но точно- будет весело.