Найти в Дзене
Математика жизни

Почему я купила детям советские учебники

Сразу оговорюсь, что речь пойдёт о началке. Меня, маму уже можно сказать второклассника и подготовишки, на данном этапе обучение с 1 по 4 класс волнует больше всего. 

Сын учится по программе «Школа России». Почему я ей недовольна, уже рассказывала. 

Поэтому летом с мужем купили советские сталинские учебники 1936, 1953 и 1954 годов. Интересно же сравнить, как учили читать, писать и считать тогда, с тем, что происходит в классах сейчас. 

Просто отличие современной методики от той, что была у нас с мужем — ему 33, мне 31 — колоссальное. 

Детям в первом классе не ставят оценки, официально не задают дз (читайте как: отсутствует отработка теории на практике), традиционных прописей просто нет. 

Те, что мы покупали к бесплатным учебникам «Школы России», скорее просто знакомят с буквами, но полноценной работы по формированию почерка в них нет.

Обычные тетради, в клетку и линейку, почти пусты. В них не было такого, чтобы дети писали палочки, галочки, строчки с буквами и т. д. Зато есть отдельные слова, предложения, в которых учитель исправляет написание буквы на правильное. Мол, вот так надо! 

18 мая — финальная запись в обычной тетради по математике за 1 класс. Но и на том спасибо, потому что в рабочих тетрадях только и просят, что вставить цифру или математический знак.
18 мая — финальная запись в обычной тетради по математике за 1 класс. Но и на том спасибо, потому что в рабочих тетрадях только и просят, что вставить цифру или математический знак.
Фото автора
Фото автора

Математика всю дорогу — «вставь правильный знак в пример», «впиши нужную цифру» и... бесконечное «раскрась-раскрась-раскрась»...

Особая моя боль — до середины апреля дети считали в пределах десятка. Примеры из серии 7+9, 10+1, 20-5 появились лишь к концу 1 класса, и если я правильно поняла, таблицу умножения и до счёта в пределах сотни дойдут к середине-концу второго. 

По мнению современных авторов, детский мозг (который активно развивается и даже в первый год жизни способен развиться от состояния «креветки» до человека прямоходящего, умеющего держать ложку, и говорить первые слова) не способен освоить простейшие арифметические действия в пределах 20 хотя бы к середине 1 класса. Иначе объяснить этот тупëж не могу.

Но Бог с ним, со счётом. 

Ни одного (!) задания ни по математике, ни по русскому языку не содержит слова «Спиши». Ни одного! А зачем, правда? Разве нужно у первоклашек формировать внимание, навык письма тех же букв и цифр? 

Вписал букву в конце 1 класса, написал пару-тройку слов, и достаточно?
Вписал букву в конце 1 класса, написал пару-тройку слов, и достаточно?
Вот так выглядит почерк к концу года.
Вот так выглядит почерк к концу года.

В общем, вместо работы над почерком — рабочие тетради в четырёх частях, которые можно очень удачно продать родителям, и просто попросить ребёнка вписать букву и цифру. 

Поразило задание по русскому языку (так же в апреле!) Надо было написать предложение из трёх слов. Следом в мае — бац! — контрольное списывание текста. 

Ребёнок справился. Но у меня остались вопросы к методике. Как будто её нет. А давайте сейчас вот это предложим детям сделать, теперь вот это... Всё в кучу и какими-то набегами, галопом по Европам. 

Поэтому Советские учебники сейчас воспринимаю как сокровище. Всё в них чётко и по делу.

Для сравнения привожу два учебника арифметики разных авторов.
Для сравнения привожу два учебника арифметики разных авторов.
На год идёт 1 учебник, никаких частей.
На год идёт 1 учебник, никаких частей.

Нравится даже формат. Не вот эти современные разноцветные брошюрки формата А4 в двух частях для каждого предмета и непонятного размера рабочие тетради (подбор обложек, кстати, — это отдельная боль), а удобная сравнительно небольшая книжка. Одна! К которой нужно-то всего-то докупить обычную тетрадку в клетку (для арифметики) либо линейку (для русского языка). 

Компактно, лаконично, без необходимости привлекать внимание детей яркими цветами. Им, мне кажется, и так этого хватает (телефоны, планшеты, телевизоры), и в школе можно без этого обойтись. Или нет? 

Сравним чуток?
Сравним чуток?
Умножение и деление по разноцветной яркой современной программе «Школа России» дети начнут проходить во второй части учебника (видимо, со второго полугодья) на 47 странице. В советских учебниках с таблицы умножения начинается повторение пройденного в 1 классе.
Умножение и деление по разноцветной яркой современной программе «Школа России» дети начнут проходить во второй части учебника (видимо, со второго полугодья) на 47 странице. В советских учебниках с таблицы умножения начинается повторение пройденного в 1 классе.
Переворачиваем страницу в учебнике «Школы России» и видим, что детям таблицу умножения начинают объяснять с умножения на 3 и на 5. Методика такая. Может быть и в первом классе советской школы было также? Откроем...
Переворачиваем страницу в учебнике «Школы России» и видим, что детям таблицу умножения начинают объяснять с умножения на 3 и на 5. Методика такая. Может быть и в первом классе советской школы было также? Откроем...
Странно, да? Чего это в 20 веке новую для первоклашек тему начинают изучать с умножения на 2? А потом переходят на 3, 4, 5... Покажу поближе все три разворота.
Странно, да? Чего это в 20 веке новую для первоклашек тему начинают изучать с умножения на 2? А потом переходят на 3, 4, 5... Покажу поближе все три разворота.
Школа России. Часть 2 учебника математики за 2 класс.
Школа России. Часть 2 учебника математики за 2 класс.
Арифметика. Учебник 1 класса. 1936 г. Обратите внимание на задания для закрепления теории. Их нужно списать в тетрадь и решить.
Арифметика. Учебник 1 класса. 1936 г. Обратите внимание на задания для закрепления теории. Их нужно списать в тетрадь и решить.
Арифметика. 1 класс. 1955 г. Специально перевернула страницу, чтобы было видно: после умножения на 2, идёт на 3.
Арифметика. 1 класс. 1955 г. Специально перевернула страницу, чтобы было видно: после умножения на 2, идёт на 3.

Полистаем русский язык?

Запомните эти фамилии — Канакина и Горецкий. Умы России все-таки.
Запомните эти фамилии — Канакина и Горецкий. Умы России все-таки.
На 115 странице учебника бравые методисты начинают объяснять важные правила написания ча-ща, чу-щу и жи-ши.
На 115 странице учебника бравые методисты начинают объяснять важные правила написания ча-ща, чу-щу и жи-ши.
Сразу объединяют все три правила в одно. Кстати, внимание знатоки, кто автор этих знаменитых строк из 5 упражнения? Первокласснику предлагают вспомнить его фамилию. Мы с мужем, хоть и с высшими образованиями, не справились. А еще объясните, зачем это известное произведение здесь: ради слов луЖИ и стуЖИ?
Сразу объединяют все три правила в одно. Кстати, внимание знатоки, кто автор этих знаменитых строк из 5 упражнения? Первокласснику предлагают вспомнить его фамилию. Мы с мужем, хоть и с высшими образованиями, не справились. А еще объясните, зачем это известное произведение здесь: ради слов луЖИ и стуЖИ?
Спиши группу слов. Любую. Можно перефразировать: спиши любые четыре-три слова и норм! Для отработки правила и постановки почерка в первом классе.
Спиши группу слов. Любую. Можно перефразировать: спиши любые четыре-три слова и норм! Для отработки правила и постановки почерка в первом классе.
Есть идеи, зачем упражнение 11 с разбором слова «журавль» в теме написания чу-щу, ча-ща, жи-ши?
Есть идеи, зачем упражнение 11 с разбором слова «журавль» в теме написания чу-щу, ча-ща, жи-ши?
Дальше идëт новая тема. Привожу фото, чтобы вы понимали, сколько упражнений нужно на отработку правила «чу-щу-ча-ща-жи-ши».
Дальше идëт новая тема. Привожу фото, чтобы вы понимали, сколько упражнений нужно на отработку правила «чу-щу-ча-ща-жи-ши».

Но есть же ещё рабочая тетрадь!

В ней госпожа Канакина дала целых 4 страницы (два разворота) для отработки правила.
В ней госпожа Канакина дала целых 4 страницы (два разворота) для отработки правила.
Нет, мы не болели, не пропускали и не филонили.
Нет, мы не болели, не пропускали и не филонили.
Просто для закрепления материала 8 заданий хватит. Больше половины можно не делать ни на уроке, ни хотя бы рекомендовать сделать дома.
Просто для закрепления материала 8 заданий хватит. Больше половины можно не делать ни на уроке, ни хотя бы рекомендовать сделать дома.
А это учебник Костина. Тоже для первоклассников. Он не догадался выпустить рабочие тетради, поэтому все задания нужно выполнять в обычной тетради.
А это учебник Костина. Тоже для первоклассников. Он не догадался выпустить рабочие тетради, поэтому все задания нужно выполнять в обычной тетради.
Тему «жи-ши» выделяет отдельно, на 64 странице после 154 упражнений (!!) на отработку других тем.
Тему «жи-ши» выделяет отдельно, на 64 странице после 154 упражнений (!!) на отработку других тем.
Как вам идея писать больше нескольких слов? Списывать из учебника и вставлять пропущенные буквы?
Как вам идея писать больше нескольких слов? Списывать из учебника и вставлять пропущенные буквы?
Обратите внимание, что каждому правилу — отдельный параграф. Они хоть и чёрно-белые, не пестрят всеми цветами радуги, но, кажется, сразу ясно где здесь главная мысль (если что в рамочке, но не той где щука с чулком).
Обратите внимание, что каждому правилу — отдельный параграф. Они хоть и чёрно-белые, не пестрят всеми цветами радуги, но, кажется, сразу ясно где здесь главная мысль (если что в рамочке, но не той где щука с чулком).
После 20 упражнений на списывание, начинается повторение пройденного за 1 класс.
После 20 упражнений на списывание, начинается повторение пройденного за 1 класс.

В общем, что я думаю... Надо быть, а не казаться! Надо отрабатывать знания на практике (списывать), строить программу по элементарным законам логики (это я про таблицу умножения на 3), вовлекать в учёбу не аляпистыми картинками, а сутью. 

Тогда может быть перестанут говорить, что дети у нас, какие-то не такие пошли, с отсутствием мотивации... 

Кстати, один советский учебник стоит около 300 рублей. Тетради в клетку и линейку — в пределах 50 (это я округлила в сильно большую сторону).
Комплект «Школы России» нам выдали бесплатно. На рабочие тетради: 4 штуки по математике, 4 прописи , 1 по русскому языку и 2 по окружающему миру — в районе 800 рублей.

А вам какие учебники больше нравятся? От какой методики, на ваш взгляд, больше пользы?

Сама по советским не училась, но точно помню, что прописи у нас были нормальные и мы списывали, а не вписывали.

СССР
2461 интересуется