Найти тему
Психолог Марина Володина

Как защититься от манипуляции

Оглавление

«Если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие». Х. Алиев

У каждого манипулятора есть цель, которой он добивается с помощью власти над Вами. Если Вы его «раскусили», то Вы имеете преимущество: Вы можете найти способы нейтрализации.

Например, в разговоре:

◘ Чётко и коротко формулируйте свои высказывания

◘ «Выключайте» эмоции, подбирайте интонацию (спокойно, холодно, уверенно)

◘ Выдерживайте паузу перед ответом

Есть специальные «анти манипуляторские» техники:

  • Уточнение («Вы что имеете в виду?», «Вы, действительно, хотите это обсудить?», «Я правильно поняла, что…?», «Вы сказали:…?», «Я правильно поняла…?»). Таким образом Вы сможете дать себе время обдумать ответы, справиться с эмоциями, навязать манипулятору свой темп разговора.
  • Формальное согласие («Может быть, ты и прав», «Я об этом подумаю», «Каждый имеет право на своё мнение»). Вы не идёте на конфликт, но и не соглашаетесь в целом. Можно согласиться с какой-то частью критики или замечания. Это обычно разряжает обстановку.
  • «Заевшая пластинка» (одно и то же повторять с постоянной интонацией). Цель подобного способа – донести до партнёра своё мнение. В первой части фразы Вы передаёте мнение партнёра, а во второй – своё. Говорить стоит несколько раз, пока собеседник Вас не услышат. («Я понял, что тебе нужны деньги, но я не смогу сейчас тебе помочь. Я никак не смогу тебе помочь. Я знаю, что ты ко мне обращаешься, как к другу, но я, к сожалению, сейчас не могу»). Важно не комментировать доводы собеседника, не переходить на другие темы и эмоционально не реагировать.
  • «Потомственный интеллигент». Предельно корректно, с чувством достоинства и вниманием к собеседнику высказать свои сомнения в разумности требований или просьбы. («Я Вам сочувствую, но у меня нет такой возможности, потому что это не входит в мои планы», «Видите ли, я обычно так не делаю», «К сожалению, у меня нет такой возможности, это противоречит моим принципам»). Эта техника неприятна для манипулятора, так как отбирает у него ведущую роль.
  • «Сам себе адвокат». Защищайте себя, отстаивайте свою точку зрения: «А я так не считаю!», «У меня другое мнение», «Я не такой, каким ты сейчас меня представляешь», «Да, я имею право так поступать!»). Манипулятор стремится вызвать у жертвы чувство вины, этому нельзя поддаваться. Ваша «линия защиты» должна выстраиваться с учётом собственных интересов. Если Вы хотите что-то сделать для человека, то только потому, что Вы сами так решили (а не потому, что Вас вынудили).
  • «Отзеркаливание»: «А как бы ты реагировал, если бы я тебя об этом просила?», «А что бы ты думал, если бы был на моём месте?», «А что бы ты чувствовал, если бы мы сейчас поменялись местами?». Этот способ хорошо работает с близкими людьми, которые могут не осознавать, что манипулируют. Обычно у них наступает «прозрение». Не знаете, как реагировать? Эмоции захлёстывают? Неподходящая обстановка? Вы плохо себя чувствуете? Возьмите «тайм-аут». Или манипулятор больше не вернётся к теме, или Вы найдёте способ его нейтрализовать. Чем больше у Вас времени и информации, тем труднее манипулировать Вашим мнением.

К сожалению, манипуляторы хорошо чувствуют людей с жертвенным (виктимным) поведением. С одним справились, смотришь, другой появляется. Обычно человек говорит: «Почему мне так не везёт? Только плохие (жестокие, наглые, эгоистичные) люди встречаются». А на самом деле это Вы их притягиваете своей неуверенностью, сомнениями в себе, постоянным чувством вины. Работайте над собой, анализируйте своё состояние и свои потребности. Не получается? Обращайтесь к специалистам.