Найти тему
культшпаргалка

"Очаровательный" Форе: пять шедевров знаменитого французского лирика

Оглавление
Габриэль Форе, держащий в руках египетскую арфу, с женой Мари (1889).
Габриэль Форе, держащий в руках египетскую арфу, с женой Мари (1889).

"Очаровательным" этого композитора назвал Пётр Ильич Чайковский. И с ним были согласны очень многие, если понимать под очарованием особую "тихую" интонацию его лирики, естественность и пластичность его мелодий, умение быть оригинальным и смелым (например, в гармонии), не выходя за границы самых строгих эстетических норм и не изменяя тонкому французскому вкусу. Помимо прочего, у Форе есть ещё одно бесценное качество - не впадать в прелесть искусного и оставаться искренним и тёплым в каждой интонации.

Это привлекло к его музыке симпатии многих людей во всём мире, особенно тех, кто не требует от искусства философских глубин и переворачивающих душу эмоций.

Музыкальное образование Габриэль Форе (1845-1924) получил в парижской Школе церковной музыки. Здесь он провёл 11 лет и закончил её с блестящими результатами (кстати, его преподавателем по фортепиано был молодой Камиль Сен-Санс).
Впоследствии много лет Форе зарабатывал на жизнь игрой на органе в церкви, уроками фортепиано и работой музыкального критика в "Фигаро". Музыку он писал, в основном, летом.

Известность пришла к нему довольно поздно, только после сорока. В 90-е годы он стал директором и профессором Парижской консерватории (один их его учеников - Морис Равель), а в последнее десятилетие жизни занял место первого композитора страны с соответствующими этому статусу почестями и званиями, включая Большой крест ордена Почётного легиона - высшую награду Франции.

Торжественный вечер в зале Сорбонны в честь Габриэля Форе (он сидит в ложе зала Сорбонны рядом с президентом Франции Александром Мильераном (1922).
Торжественный вечер в зале Сорбонны в честь Габриэля Форе (он сидит в ложе зала Сорбонны рядом с президентом Франции Александром Мильераном (1922).

Жизнь Форе прошла на фоне довольно бурных событий: франко-прусская война, на которой он воевал добровольцем, Парижская коммуна, Первая мировая. Но его музыки все это практически не коснулось. Он остался певцом камерных, тонких, задушевных лирических эмоций.

Вот несколько его самых известных и популярных сочинений.

▪ Духовный гимн на слова Жана Расина (Cantique de Jean Racine)

Эту очень простую пьесу для хора и фортепиано (или органа) Форе написал еще девятнадцатилетним студентом, в 1885 году. Он представил её на школьный конкурс и совершенно заслуженно получил первую премию.

Текст этого хора представляет собой католическую молитву в свободном переводе, сделанном в XVII веке великим французским драматургом Жаком Расином:

О Христос, посмотри благосклонно на верующих,
Cобравшихся здесь восхвалять Тебя;
Прими их гимны, воспевающие Твою бессмертную славу.

Несмотря на то, что это ещё ученическая работа, Форе узнаётся в ней сразу по особому - очень поэтичному тону лирики и естественному течению напевной мелодии.

В более поздние годы композитор сделал версию для хора и симфонического оркестра с арфой, а после его смерти появились другие варианты оркестровки. Самая популярная - эта, с прозрачным звучанием арфы и струнной группы (её автор - английский композитор Джон Риттер).

▪ Реквием ре минор

Реквием Форе - одно из самых известных сочинений этого жанра и , вероятно, самый светлый из всех. Всё мрачное и трагическое замещено в нём утешением, надеждой и мечтой о рае.

"Именно так я вижу смерть: как счастливое избавление, как стремление к счастью на небесах, а не как мучительное переживание".

Необычную просветлённость этой музыки он объяснял ещё и тем, что за многие годы службы церковным органистом ему слишком часто приходилось участвовать в отпеваниях.

"Я всё это знаю наизусть. Мне хотелось написать что-то совсем другое".
Джон Сингер Сарджент. Портрет Габриэля Форе (1889)
Джон Сингер Сарджент. Портрет Габриэля Форе (1889)

Реквием Форе существует в трёх основных версиях. Первая - пятичастная - была написана в 1888 году для церковного хора (мужчины и мальчики), солиста-сопрано, небольшого ансамбля струнных (без скрипок) и органа. В 1893 Форе прибавил к этому составу духовые. А спустя ещё семь лет (в 1900 году) он создал большую концертную редакцию Реквиема с полным оркестром, смешанным (с женскими и мужскими голосами) хором и двумя солистами.

В этом последнем варианте Реквиема уже не пять, а семь частей:

1. Introit et Kyrie
2. Offertory
3. Sanctus
4. Pie Jesu
5. Agnus Dei
6. Libera me
7. In Paradisum

Здесь нет традиционного для католического реквиема раздела Dies irae (День гнева) - мрачной картины Страшного суда. Зато много светлой "музыки небес".

Текст третьего номера - Sanctus - начинается с возгласов шестикрылых серафимов, стоящих вокруг престола Божьего: "Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф!" (из библейской Книги пророка Исайи). Это обязательный раздел в любой католической мессе, и в большинстве случаев он имеет яркий, торжественный характер.

Но у Форе всё иначе: тихая, именно ангельская, почти детская музыка с невесомой мелодией солирующей скрипки и эхообразной перекличкой высоких и низких голосов хора. Только ближе к концу эту небесную благодать разбавляет торжественная "осанна!"

▪ Павана

Величественная и церемонная аристократическая павана (старинный испанский танец) во французской традиции иногда использовалась в траурном контексте. Вероятно, поэтому Павана Форе имеет оттенок сумеречной меланхолии. Её выдающаяся по красоте мелодия дышит сладкой ностальгией по ушедшим временам.

Важным дополнительным штрихом к Паване может быть тот факт, что Форе посвятил её вот этой великолепной даме - светской львице, парижской законодательнице мод и покровительнице искусств графине Элизабет Греффюль:
-4

Первоначально эта пьеса была написана для оркестра, но потом графиня пожелала дополнить её хоровым пением и танцами. Однако наибольшую популярность получила первоначальная, оркестровая версия.

Павану можно слушать бесконечно, и она хороша во всех нарядах. Вокальных - 👉здесь и 👉здесь, замечательном 👉виолончельном и очень симпатичном 👉гитарном со струнным квартетом.

▪ Сицилиана

Обычная характеристика сицилианы как старинного сицилийского танца - не более, чем гипотеза. На самом деле нет никаких свидетельств того, что такой танец когда-либо существовал в итальянском фольклоре. Зато в профессиональной музыке этот жанр уже несколько веков не теряет своей актуальности. Сицилиана (как часть более крупных сочинений) есть у Вивальди, Баха, Моцарта и многих других композиторов. Её всегда можно узнать по характерному покачивающемуся ритму, неторопливому темпу и лирическому характеру с оттенком лёгкой грусти.

Свою Сицилиану Форе написал в 1893 году для одного нереализованного в итоге театрального спектакля. Спустя несколько лет она пригодилась ему для другой постановки - драмы бельгийского символиста Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда".

Тот, кто знаком с её сюжетом, может оценить, насколько эта музыка хорошо подходит к атмосфере печальной истории загадочной Мелизанды. Флейта, арфа, струнные с сурдиной (это такая скобка, которая ставится на струны, чтобы приглушить яркость звука) - такова звуковая палитра Сицилианы. Неброская красота наивной мечты о недостижимом.

▪ "Пробуждение" (Après un rêve) на стихи Ромена Бюссина

Эта, возможно, самая известная песня Форе, была написана молодым композитором в 70-е годы XIX века и вошла в вокальный триптих опуса 7. Точнее, это не песня, а "mélodie" - особая разновидность французского романса с особыми, очень тонкими взаимоотношениями поэзии и музыки.

Поэтому всю гамму выразительных оттенков Après un rêve, вероятно, смогут оценить только соотечественники Форе или те, кто хорошо знает французский, ведь поэзия в принципе плохо поддаётся переводу. Но её мелодия, как бы парящая над скромным аккомпанементом, так хороша, что и в инструментальных переложениях (их множество) эта песня не теряет своего очарования.

Стихотворение французского музыканта, переводчика и поэта Ромена Бюссина написано в ночных романтических тонах. В свободном переводе первая строфа звучит примерно так:

Мне снился сон: ты явилась как грёза,
Как мечта, как мираж, как луч прекрасной звезды.
Взор твой так ласков был, и как музыка голос.
Лик твой светился, как небо в сияньи зари.

Здесь 👉переложение для фортепиано и виолончели, а здесь 👉акапельная версия.

Ещё одна популярная песня "очаровательного" Форе - "Лунный свет" на стихи Поля Верлена - здесь👇

О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-5

СПАСИБО за лайки и комментарии! 🌸