Найти тему
Живописные истории

Зачем герцогу Мантуи Фредерико Гонзага понадобился его портрет?

Этот портрет Фредерико Гонзаго был написан в 1529 году очень популярным тогда художником Тицианом Вечеллио (1488/90—1576).

Причем Тициан был настолько нарасхват, что Фредерико даже письменно извинился перед своим дядей Альфонсо д'Эсте за задержку у себя столь ценного гостя.

perché ha conienzo un retratto mio qual molto desidero sii finito (потому что он начал писать мой портрет, который я очень хочу закончить).
Федерико Гонзага, герцог Мантуи, 1529 г.
Федерико Гонзага, герцог Мантуи, 1529 г.

Хотя у дядюшки уже был портрет кисти Тициана, причем очень похожий на тот, что он выполнил для племянника. Этот портрет нам доступен благодаря сохранившейся копии в Метрополитен музее.

Альфонсо д'Эсте (1486-1534), герцог Феррарский
Альфонсо д'Эсте (1486-1534), герцог Феррарский

На обоих портретах модели развернуты в три четверти к нам (что было нестандартно по тем временам) и их статус показан роскошной отделкой дорогой одежды.

А увлечения обоих герцогов представлены в виде пушки у Альфонсо д'Эсте (он был знатоком в артиллерии) и, собачки на портрете Фредерико (герцог был известен своей любовью к ним).

Позы двух аристократов также идентичны: левая рука лежит на мече, а правая опирается на предмет (в случае Альфонсо) или животное (Фредерико).

Портрет Лауры Дианти
Портрет Лауры Дианти

Похожий портрет Тициан написал и для Лауры Дианти, любовницы Альфонсо д’Эсте — тот же поворот, тот же синий, что и у Фредерико, только вместо собачки чернокожий слуга, к которому хозяйка, видимо, испытывала особую привязанность.

На портрете Фредерико к себе особо привлекают внимание два элемента — мальтийская болонка и дорогие четки из золота и лазурита.

Они оба появились на картине не просто так. Обычно рядом с мужчинами если и появлялась собака (хотя чаще её можно увидеть на женских портретах), то была какой-нибудь крупной породы. Да и четки на светских портретах не такие частые гости.

Хитрый план их появления связан с супружескими намерениями Фредерико и необходимостью обелить свое распутное прошлое.

Портрет, на котором он изображен приветливым и набожным, сохраняя при этом свое аристократическое достоинство, был частью этой стратегии, которая успешно закончилась женитьбой в 1531 году на Маргарите Палеолог, наследнице маркиза Монферрато.

фрагмент картины
фрагмент картины

Картина имеет небольшой размер 125 х 99 см и хранится в музее Прадо, Мадрид.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Вам несложно, а нам приятно (А еще лучше подпишитесь на наш канал, и мы будем радовать вас постоянно ;) ).