Найти тему
Живописные истории

Портрет маркизы де Понтехос кисти Франсиско Гойи, 1786 год

Донья Мария Ана де Понтехос-и-Сандовал родилась 16 сентября 1762 года и была единственным ребенком в очень богатой семье дона Антонио Бруно де Понтехос-и-Родригес и его жены Марии Висента де Сандоваль.

Франсиско Гойя. Портрет маркизы де Понтехос, 1786 г. Национальная галерея искусства в Вашингтоне
Франсиско Гойя. Портрет маркизы де Понтехос, 1786 г. Национальная галерея искусства в Вашингтоне

На картине Франсиско Гойи (1746—1828) мы видим 24-х летнюю маркизу, стоящую рядом с любимым мопсом на фоне расфокусированного голубовато-зеленого пейзажа.

В правой руке маркиза держит гвоздику, в левой — закрытый веер. Её серебристое платье украшено розами и лентами. Розовый пояс подчеркивает, затянутую в корсет, талию Марии Аны.

Девушка одета по французской моде, подражающей стилю королевы Марии-Антуанетты. Испанские дворянки 18 века предпочитали одеваться по-французски, но могли себе позволить делать это только в своих поместьях, так как многие обычные испанцы относились к этому негативно, считая это оскорбительным и не патриотичным.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Вполне вероятно, что Гойя написал этот портрет по случаю первого брака маркизы в 1786 году. Эта дата согласуется с ее вероятным возрастом, нарядом и эволюцией стиля художника.

Тёплые серебристые тона, подчеркиваемые розовыми оттенками, помогают создать чувственное настроение, подходящее для свадебного портрета.

А цветы на картине лишь усиливают это впечатление. Розы и гвоздики — хорошо известные символы любви, причем гвоздиками часто ещё и намекалась невинность и чистота этой любви (что идеально подходит для молодой невесты).

Диего Веласкес. "Инфанта Маргарита", 1659 г. Музей истории искусств в Вене
Диего Веласкес. "Инфанта Маргарита", 1659 г. Музей истории искусств в Вене

На картине отчетливо видно влияние Диего Веласкеса (1599—1660) на творчество Гойи. Жестко выпрямленная поза, скованность в руках и отчужденный взгляд синонимичны королевским портретам Веласкеса.

В этом отношении это изображение маркизы довольно сильно отличается от более ранних портретов испанских аристократок XVIII века, которые могли быть представлены с улыбкой и в довольно расслабленной живой позе.

Луи де Сильвестр. Портрет Марии Амалии Саксонской. 1738 г. Музей Прадо
Луи де Сильвестр. Портрет Марии Амалии Саксонской. 1738 г. Музей Прадо

Картина долгое время была фамильной ценностью потомков маркизы. Пока в 1931 году её не продали американскому коллекционеру Меллону из Питтсбурга. Сегодня полюбоваться портретом маркизы де Понтехос можно в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.