В последнее время наметилась общемировая тенденция — компьютерные игры становятся популярнее кино. Современная графика и сюжеты, интерактив и сетевая социализация сильнее завлекают чувства и ощущения потребителя, чем даже самые захватывающие 3D-фильмы. Игры побеждают фильмы, так как предлагают быть не свидетелем, а участником и даже режиссером разворачивающихся действий.
Что привлекает людей в компьютерные миры, и почему все больше людей готовы променять привычный мир на виртуальный? Есть ли различие между игровой реальностью и виртуальной? Уточню: я не против виртуальной реальности как таковой. Виртуальные технологии приносят и много пользы. Например, современные авиатренажеры имеют сходство с компьютерными играми и помогают пилотам научиться правильно реагировать в экстремальных ситуациях.
Современные технологии, обеспечивающие интерфейс человека и компьютера, способны, воздействуя на органы чувств, давать полноценные ощущения от пребывания в виртуальном мире. При этом законы компьютерных миров не ограничены теми, что действуют в земном мире. Не все игры создают полноценное виртуальное пространство, но это и не обязательно для того, чтобы получить ощущения и внутренние результаты, недоступные или малодоступные в мире физическом.
В игровом мире можно решить интересную и сложную логическую задачу, можно построить город, понять что-то об экономике и политике, можно поиграть в альтернативную историю Европы, повоевать во Второй мировой войне в разных армиях, сражаться в танке, победить в воздушном бою, управлять армиями и государствами. Раньше, до появления компьютеров, все это тоже было возможно, но только в одиночку или в небольшой компании и только в воображении: миры создавались в мифах, сказаниях, книгах. Для погружения в эти миры требовались большое мастерство рассказчика и полет фантазии слушателей. Появление кинематографа и телевидения было качественным изменением в расширении физической реальности человека. Теперь миротворением занимались сценаристы и режиссеры, а зрителю требовалось меньше внутренних усилий для погружения в эти миры. Виртуальные технологии еще сильнее приблизили реальность, создаваемую человеком в информационном пространстве, к реальности материального мира. Их соединение прекрасно отражено в фильмах «Матрица», «Суррогаты» и «Аватар» и др.
В следующей статье рассмотрим причины, почему нередко люди старшего поколения против прогресса в этой области.
Автор статьи — Алексей Леонидович Горбачев,
Магистр богословия, кандидат психологических наук, ректор Евроазиатской богословской семинарии.
#etsm_виртуальнаяреальность