С 1 мая 2022 года белорусское правительство ввело сбор на рекламу. У всех, кто рекламируется или планирует запускать рекламу, возникло много вопросов.
Мы, как digital-агентство, сталкиваемся с рекламой каждый день: настраиваем и управляем рекламой для наших клиентов и рекламируемся сами. Поэтому вопрос об уплате сбора для нас очень важен.
Мы изучили указ президента «О развитии СМИ» и теперь отвечаем простыми словами на частые вопросы:
Кто должен платить налог (сбор) на рекламу?
Все организации и ИП, которые размещает коммерческую рекламу на территории Беларуси. Платят сбор как резиденты, так и нерезиденты без представительства в стране. Т. е. сбор должны уплачивать и белорусские компании-резиденты, и иностранные компании-резиденты с офисом в Беларуси, и иностранные компании-нерезиденты без офиса.
Кстати нерезиденты могут рекламироваться в Беларуси только через рекламные агентства. Т. е. резидент в таким случае — это рекламодатель, а рекламное агентство — рекламораспространитель.
А вот за размещения социальной рекламы платить сбор не придётся. Кроме социальной рекламы от уплаты сбора освобождена реклама на досках объявлений, реклама в зданиях, реклама в виде поддержки организаций физической культуры и спорта, реклама государственных мероприятий, реклама на официальных государственных сайтах.
Есть ли кто-то, кто может не платить сбор?
Да, есть. Не платить сбор могут организации, в которых работают инвалиды. И их, инвалидов, должно быть не меньше 30% от всех работников. Кроме этого не платят сбор государственные исправительные учреждения и предприятия МВД.
От чего считается налог?
Базой для исчисления сбора является только стоимость её размещения (распространения). Вам не надо платить налог за создание рекламных материалов (баннеров, видеороликов, фигур и т. д.) и за услуги рекламных агентств.
Например, вы решили запустить рекламу вашей компании в интернете. Для этого вы обратитесь в креативное агентство. Оно сделало вам рекламный видеоролик. Потом вы обратились в digital-агентство. Оно настроило показ рекламы в Рекламной сети Яндекса.
В таком случае ваши издержки состоят из цены видеоролика, цены услуг digital-агентства и затрат на Яндекс.Директ. Сбор платить надо будет только за последний элемент.
Продолжим прошлый пример. Digital-агенство порекомендовало вам выделить 1000 $ на показ рекламы. Когда вы зачисляли деньги в Яндекс.Директ, система сразу же добавила НДС. Т. е. фактически вам пришлось положить на счёт 1200 $. Но сбор платить надо будет только за 1000 $.
Чему равен сбор на рекламу?
Если вы размещаете наружную рекламу и рекламу в общественном транспорте, то платите 10%. За всю остальную рекламу придётся уплатить по 20%.
В примере выше ставка сбора равна 20%, значит вам придется заплатить 200 $ (1000 $*20/100 = 200 $).
Нужно ли платить сбор на SEO и настройку рекламы в агентстве?
Нет. Как мы говорили выше, налог надо платить только за размещение (показ) рекламы. SEO и настройка налогу не подлежат.
Мы рассказали самое важное о сборе на рекламу. Читайте указ «О развитии СМИ», если хотите знать о сборе всё (куда направляются его средства, в какой бухгалтерский счёт нужно его записывать и т. д.).