Многие могут мне не поверить и я на них за это даже не обижусь.
Я бы и сам не поверил, что человек в трезвом уме безо всяких причин захочет спуститься вот по этому склону. А меня вот кто-то дернул. Уже позже возникли догадки, что это был особо пакостный чёрт.
Скалолазы тут ухмыльнуться: "Ха! И не такие места проходили!". Но то скалолазы, народ особый. Я же к "особым" не отношусь. Скорее – к обычным людям в прогулочных кроссовках и фотоаппаратом на шее. Ну, и парой тонн любопытства где-то в глубине души.
На этот раз, подойдя к краю почти 300-метрового каменистого склона мне (для начала) просто стало интересно: а можно ли тут спуститься?
Вопрос вполне нормальный и, думаю, он возникает в голове каждого второго туриста, бывающего тут. Однако есть ли такие чокнутые, которые решали это еще и ПРОВЕРИТЬ – неизвестно. Наверное были.
Я смотрел на самое начало спуска (первые метров 100) и казалось, что ничего особо сложного там нет.
– С этого камушка на тот... Ага... Потом туда... Потом вот здесь... Ну, эти 100 метров по-любому пройти можно!
А что там дальше? Кто же его знает.
Во-первых, зрение мое не позволяет видеть детали рельефа на таком расстоянии.
Во-вторых, светлая каменистая порода давала сильные отблески и слепила глаза.
В-третьих, спуск представлял из себя протяженные "хребты" из оголившейся породы. Они были не прямыми, а слегка изгибались. Так что через 100 метров детали ландшафта скрывались за очередным изгибом "хребта".
Но меня это не отталкивало. Я знал, что спускаться всегда сложнее, чем подниматься. И если уж я спущусь до какой-то непреодолимой точки, то ничто не помешает мне просто вернуться наверх.
Минут 15 я ходил вдоль обрыва, пытаясь выбрать наиболее удачную точку для старта. Следов каких-либо троп не было и в помине.
Сам же склон представлял из себя гладкий потрескавшийся камень. Из трещин местами торчали какие-то растения. На них и был мой расчет – я хотел идти по этим зеленым "кочкам", т.к. на них ноги точно бы не скользили.
В остальных же местах от скольжения было трудно удержаться. По моим расчетам угол наклона там составлял около 50 градусов (посчитал через катеты прямоугольного треугольника (т.е. высоты горы и расстояние до моря), которые были мне известны).
Характер поверхности похож на очень гладкий бетон (местами вообще без шероховатостей). Ну, и, повторюсь, на мне – обычные кроссовки за 900 рублей, без какого-либо протектора, которые я еще и основательно истоптал за последний год. Даже пляжные шлепанцы держатся за поверхность лучше.
Так что просто ползти по склону было бы плохой идеей. Всегда нужно было за что-то держаться и в качестве этих "якорей" я и рассматривал некие растения внизу.
В общем, походил, посмотрел, подумал... Ну, была не была. Спускаюсь на первые 20 метров.
И вот только я начал этот спуск, как сверху появились какие-то туристы, которые, увидев меня, начали удивляться и переговариваться, что я, наверное, какой-то экстремал. Фотографировать еще начали и снимать эти свои "тик-токи", в надежде, наверное, что выйдет годный контент (с жертвами).
"Вечер перестал быть томным". Если раньше в ситуации присутствовало только двое: я и гора, то теперь появились еще и зрители, а это уже совсем другой компот. Есть у меня, знаете ли, такая дурная черта – когда на меня смотрят, да еще и пристально ("стоят над душой") я действую совсем не так, как действовал бы в менее публичной обстановке.
В общем, уже тогда до меня начали доходить смутные догадки: обратной дороги нет. Но нет ее не по физическим или техническим причинам, а по морально-психологическим. Ну, как я могу сдаться у всех на глазах и повернуть назад? Мне это и в одиночестве с трудом дается, а тут – под прицелом камер.
Короче, полез дальше. Причем еще так уверенно полез, как будто каждый день тут за хлебушком в магазин хожу. Со знанием дела.
Первые 30-40 метров были достаточно простыми, т.к. склон еще не был слишком крутым, да и тот гладкий камень еще не начался – было много уступов, между которыми я перебирался, вычерчивая зигзаги.
Нужно сказать, что когда смотришь на 50-градусный подьем сверху вниз, с горизонтальной площадки, он не кажется особо крутым. Но все меняется, когда на нем оказываешься.
По ощущениям ползти по такому уклону на 300 метровой высоте – это примерно то же самое, что и просто стоять на краю вертикального обрыва. Так же немного кружится голова, так же тело парализует страх, так же теряешь равновесие, если смотришь вверх – все то же самое.
Просто с обрыва тебе сразу лететь вниз, а тут – по длиииинной такой горке, которая спустит тебя с 300 метровой высоты прямиком в море. Один неверный шаг и через пару минут ты уже на пляже. В состоянии люля-кебаба, естественно.
Очень скоро выявилась ошибка в моих расчетах. Эти 50 градусов я рассчитал для идеального треугольника, коим спуск естественно не являлся. То есть 50 градусов – это средний уклон. В реальности же угол менялся на разных участках.
В самом начале он был может быть градусов 30-40 (что меня и заманило). Но ниже по склону он увеличивался местами до 70 или даже 80.
Естественно, преодолеть 80 градусов с моим уровнем подготовки и снаряжением – невозможно. Но в начале пути я еще не знал, что меня там внизу ждет.
В начале пути я все еще "позировал на камеры" и спускался по относительно пологому склону. Впереди уже маячил тот самый гладкий камень с кочками из зеленых растений, но каково же было мое разочарование, когда выяснилось, что эти растения – очень агрессивные колючки.
Даже наступать на них было больно, я уже молчу про то, чтобы держаться за них руками или даже просто прикасаться открытой кожей (я был в шортах и футболке).
Короче, из моей главной надежды эти растения превратились в моего врага – теперь нужно было думать не только о том, как тормозить свое тело, но еще и о том, как бы не разодраться о колючки.
И вот тут началось самое интересное. Подобно пауку я держался за клон 5 точками: руками, ногами и точкой номер пять. Тело мое было буквально вытянуто вдоль склона и я был готов к тому, что если начнется скольжение (а оно иногда случалось), то я просто сразу прижмусь всем телом к скале в надежде, что силы трения хватит для остановки.
Эти надежды оправдывались – площади поверхности моего тела действительно хватало, чтобы остановиться в моменты "срыва". Но если в такие моменты на пути оказывались колючки... Ой, даже не хочу вспоминать.
За что же я держался, если растения так меня подвели? За трещины. Никогда бы не подумал, что за трещину в скале (порой, в пару миллиметров шириной) можно держаться. Но, как говорится, "жить захочешь – не так раскорячишься".
Впрочем, и трещины довольно часто подводили. Дело в том, что сама горная порода, из которой сложена эта скала, не является гранитом или чем-то таким же твердым.
Не знаю, как она правильно называется, геологи мне подскажут, по по сути это такой очень хрупкий камень, который легко расслаивается на горизонтальные пластинки. Буквально удара рукой хватает, чтобы камень посыпался.
То есть ты хватаешься за уступ – а он тебя не выдерживает и отслаивается. Такое происходило часто. Именно поэтому в каждую секунду времени я держался за скалу минимум 4 точками: сначала одну руку перемещу, потому другую, потом ногу, потом еще одну, потом уже и задницу "перебазирую" на новое место опоры.
Никогда у меня не было такой практики в растяжке, как на том спуске. Иногда чуть ли не на шпагат приходилось садиться, чтобы дотянуться до очередной спасительно трещины в скале.
С такими вот "приключениями", кое как за час я преодолел половину склона. И вот тут уже начались те самые 70-80 градусные перепады, преодолеть которые (мне) было невозможно.
Пришлось двигаться не строго вниз, а вбок и иногда даже вверх – лишь бы преодолеть эти уступы. Короче, я попал в лабиринт прямо посреди скалы.
Проблема была еще в том, что находясь на склоне, прижимаясь к нему, ты не видишь всей обстановки слева и справа. Поэтому я боялся, что могу просто "заблудиться" и забрести в такие дебри, где уже ни влево, ни вправо, ни даже вверх не пойдешь.
Тут еще и тучки над морем стали собираться... Даже легкий дождик превратил бы склон в настоящий каток. Осознание этого добавило скорости и, соответственно, спутанности. Я стал больше ошибаться, чаще срываться.
В один из момент из под меня сорвалось наверное килограмм 200 породы (целый пласт) и я верхом на ней пополз вниз. Удивительно, но именно в тот момент было не страшно. Наоборот, стало как-то спокойнее – я уже ничего не мог решать, гора сама несла меня к подножью, а мне оставалось только дождаться результата.
К счастью, порода проползла всего метров 5 и остановилась. Спасибо, что не затерла руку или ногу.
"Спасение" наступило примерно на высоте 100 метров от моря. Там я случайно вышел на гребень, за который очень легко было держаться руками. Там просто как будто кирпичная кладка (природного происхождения) выступала из склона.
Да, кладка была непрочной и отдельные "кирпичи" срывались из под рук и ног, но в целом лезть там было гораздо проще. Я хотя бы мог просто садиться и давать отдых рукам (упираясь лишь ногами). Этого очень не хватало, мышцы в руках к тому моменту были уже "забиты" и плохо слушались.
Около 2 часов занял весь этот спуск до пляжа. Хотя, если бы не страх, то спустился бы наверное за полчаса. По крайней мере, сейчас я уже знаю, что это возможно и примерно представляю, как и куда там нужно двигаться.
В момент же самого спуска я только и делал, что проклинал самого себя, свое любопытство и тщеславие (из-за которых я не стал возвращаться после первых 30 метров).
Оказавшись внизу, на пляже, я первым делом захотел закурить. Очень странно желание для человека, который никогда этого не делал.
Руки тряслись. Правда, непонятно, от чего – от 2 часовой нагрузки или от порции адреналина.
Посидев на бережку я пошел обратно в Анапу – уже вдоль моря. Навстречу иногда попадались туристы, они что-то там у меня спрашивали, но мне честно было не до них. Я только периодически оглядывался на этот склон и тихонько матерился.