Знаете это чувство, когда вы действительно что-то понимаете или получаете представление о том, как решить проблему? Вы когда-нибудь задумывались, что именно вызывает у вас такие ощущения? Их вызывает ваш мозг - один из самых мощных инструментов человека. Но иногда он работает таинственным образом.
Стереотипы развиваются со временем, они служат фильтром, через который мы воспринимаем мир вокруг нас. Но из-за них мы можем потерять связь с миром, ведь они создают дыры в восприятии нашей реальности.
Например, СМИ могут сообщить о людях, на которых нападали акулы. Из-за таких статей может появится впечатление, что акулы опасны, но ведь от укусов пчёл и от торговых автоматов гибнет намного больше людей. А ещё больше вероятность быть убитым коровой.
Осознание наших когнитивных заблуждений поможет осознать их роль в формировании наших мыслей, мнений, взглядов и решений. Давайте проанализируем десять искажений, формирующих окружающий нас мир сегодня.
1. Эвристика доступности
Эвристика доступности помогает объяснить, почему технологические компании так стремятся упростить для нас своих услуги. Netflix знает, что нам будет легче посмотреть эпизод сериала, если мы увидим его постер в верхней части списка рекомендаций, чем если нам придется сначала искать его в каталоге.
2. Эвристический аффект
Эвристический аффект - это стереотип, заставляющий нас делать поспешные суждения о продукте или услуге на основе первоначального ощущения.
В дизайне Эвристический аффект дает мощный инструмент для создания впечатлений, которые нравятся пользователям. Во многих случаях это означает сосредоточение внимания на внешнем виде, а не на функциях или содержании.
Например, представьте, что вы создали приложение, которое делает то, чего вы никогда раньше не видели. Это инновационный, уникальный и полезный продукт. К сожалению, у вас возникают проблемы с тем, чтобы заставить людей использовать его, потому что они не понимают, почему им это нужно.
Повышение привлекательности дизайна улучшает отношение пользователей, а поскольку эти чувства заставят их делать поспешные суждения, они с большей вероятностью будут его использовать, даже до конца не понимая предназначение.
3 . Эффект привязки
Одним из наиболее распространенных когнитивных искажений, которые могут использовать дизайнеры, является эвристика привязки и корректировки.
Эта концепция очень часто используется для влияния на принятие решений пользователями, она действительно хорошо работает. Несмотря на то, что это обман, это абсолютно законно, поскольку вы ни о чем не лжете, а просто используете умные способы заставить своих клиентов делать то, что вы от них хотите.
Привязка - это использование отпускных цен в розничных магазинах. Обычно товар может продаваться за 100 рублей, а затем быть снижен до 60, что может показаться выгодной сделкой, хотя это все равно больше, чем стоит тот же товар в соседнем магазине.
4. Эффект пожертвования
В дизайне мы можем стать жертвами эффекта пожертвования, переоценив собственный продукт или услугу. Возможно, мы не хотим отказываться от функций или аспектов, потому что мы вложили в них время и энергию, даже если они не добавляют реальной ценности или даже наносят ущерб.
Чтобы преодолеть это когнитивное предубеждение, важно, чтобы у нас было четкое представление о том, кто такие пользователи и какие у них потребности. Это можно делать, создавая персонажей и карты путешествий пользователей, чтобы проекты оставались сосредоточенными на решении правильных проблем. Если функция не способствует достижению этой цели, то, может быть, лучше отказаться от неё?
Это явление было продемонстрировано в ряде экспериментов; один из наиболее известных был проведен Даниэлем Канеманом, Джеком Кнетчом и Ричардом Талером в 1990 году. Они дали участникам либо плитку швейцарского шоколада и попросили их оценить стоимость полученного подарка. Исследование показало, что владельцы оценили подарок в два раза больше, чем не владельцы.
5. Ретроспективная предвзятость
Ретроспективная предвзятость - это склонность думать, что событие было более очевидным или предсказуемым, чем оно было на самом деле.
Предвзятое отношение к может привести к тому, что нам будет казаться, что мы все продумали с самого начала, хотя это было не так. Это также делает нас менее склонными к поиску информации, которая потенциально может оспорить наши взгляды.
В дизайне эта предвзятость может привести к иллюзии понимания, особенно когда дело доходит до оценки и тестирования окончательного проекта. Мы можем убедиться, что разработали то, что хотели пользователи, даже если на самом деле мы не подтверждали направление дизайна.
6. Заблуждение о заниженных затратах
Вы в кинотеатре. Это перерыв, и вы подумываете о том, чтобы покинуть показ худшего фильма. Но подождите! Вы уже заплатили за билет. Разве деньги, которые вы вложили до сих пор, ничего не значат? Значат. Деньги, которые вы потратили, обязывают вас отсидеть фильм до конца, чтобы билет окупился.
Это заблуждение затрагивает даже самых умных людей. Оно влияет на нас так, как мы даже не замечаем — например, когда мы застряли с билетом на ужасное шоу или не выкидываем что-то сломанное из-за того, что оно стоило денег.
6. Эффект ореола
Эффект ореола описывает явление, когда люди предполагают, что человек или вещь хороши только из-за одной хорошей характеристики.
Например, если кто-то привлекателен, вы можете предположить, что он успешный, умный, веселый и добрый. Вы можете оценить их работу как лучшую, чем она есть на самом деле, просто потому, что он вам нравится.
Эффект ореола был впервые описан психологом Эдвардом Торндайком в 1920 году. Торндайк обнаружил, что, когда военных офицеров просили оценить работу своих подчиненных, солдат, получивший высокий балл за “интеллект”, также получил высокий балл за другие качества, такие как “навыки солдата” и “лидерские способности”, независимо от того, было ли это правдой.
7. Социальное доказательство
Социальное доказательство - это когнитивное предубеждение, которое заставляет нас считать действие более правильным, если его делают другие. Представьте, что вы заходите в ресторан, а он совершенно пуст. Вы бы осмелились там поесть? Вероятно, нет, потому что, если абстрактная толпа обходит его стороной, то вам следует последовать её примеру.
Если покупатель физически не может увидеть или потрогать товар, он полагается на то, что он знает (например, рейтинги звезд), чтобы помочь ему принять решение. Вот почему Amazon использует изображения с низким разрешением для своих звездных рейтингов - на каждой странице отображаются сотни звезд.
8. Эффект Даннинга-Крюгера
Люди, страдающие от эффекта Даннинга-Крюгера, настолько некомпетентны, что не осознают, насколько они некомпетентны на самом деле. Они понятия не имеют, что они ничего не знают.
Хороший способ избежать эффекта Даннинга-Крюгера - это знать свои собственные недостатки. Если вы в чем-то не хороши, признайте это и не стесняйтесь просить в этом помощи у более компетентных людей. Вы можете думать, что можете сделать что-то самостоятельно, но, поступая так, вы только вредите себе и теряете время. Поэтому, прежде чем пытаться что-то сделать самостоятельно, остановитесь и спросите себя, можете ли вы сделать это хорошо. А еще лучше, спросите кого-нибудь другого, что он или она думает о ваших способностях.
9. Эффект ИКЕА
Эффект ИКЕА - это тот момент, когда вы собираете предмет мебели из коробки и чувствуете, что только что сделали что-то ценное, несмотря на то, что это тот же предмет мебели, что и все остальные, купленные на той же полке на складе. Это когда вы прикладываете усилия к созданию чего-то и испытываете такую гордость за результат, что цените его больше, чем если бы вы купили его уже собранным.
Есть много примеров эффекта IKEA в дизайне:
- создание пользовательского аватара для вашего профиля.
- добавление пользовательской подписи к вашему электронному письму.
- настройка макета вашего блога.
10. Эффект дефицита
Разве вы не ненавидите, когда покупаете что-то и видите надписи “время акции ограничено” или “распродажа одного дня” по всему магазину? Это продавцы так пытаются заставить нас чувствовать себя неуютно из-за того, что мы действуем недостаточно быстро.
Однако именно так работает эффект дефицита: он повышает вероятность того, что люди что-то купят, когда думают, что это вот-вот закончится.
Все мы так или иначе подвержены предубеждениям. Только когда мы признаем предубеждения, мы можем начать осозновать, что нам действительно нужно. Мы просто должны знать о них и понимать, когда такие предубеждения влияют на наше восприятие или поведение.
#когнитивныеискажения #психология