Ровно 85 лет назад, 20 июня 1937 года в 19 часов 30 минут по Москве советский цельнометаллический низкоплан АНТ-25 благополучно сел на военной базе Барракс близ Ванкувера (США). Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков провели в воздухе 63 часа и 16 минут. Сразу по прилету в США Валерий Павлович купил себе смешные солнечные очки. Зачем?
Герои тогда преодолели без посадок, по подсчетам штурмана Белякова, 9130 км от подмосковного Щелково через Северный полюс к Восточному побережью США. Вот, на фото — они только что вышли из самолеты. Мятые, но счастливые.
Почти три дня в воздухе — это безумная храбрость, особенно в те времена. Вот вам деталь: на АНТ-25 был всего один двигатель, 830-сильный М34. Остановился он — упал и самолет, без вариантов. Еще в 1935 году экипаж Сигизмунда Леваневского на том же АНТ-25 пытался достичь США по тому же маршруту. Но через 10 часов полета повернул назад — из мотора потекло масло
По легенде, на совещании в Кремле перед стартом 1937 года Иосиф Сталин спросил: «Так вы, товарищ Чкалов, уверены, что выбор самолета правильный? Все-таки один мотор...». «Мотор отличный, — ответил Чкалов. — Кроме того, один мотор — сто процентов риска, а четыре — четыреста». Посмеялись и решили лететь. Кстати, в полете мотор опять потек, но Чкалов решил дотянуть — и дотянул.
И вот, значит — купил солнечные очки, буквально в гаррипоттеровской оправе. Теперь они лежат в Музее политической истории, служа чуть ли не единственным вещественным напоминанием о давнем перелете (в придачу к плакатам и вырезкам из газет). Почему так? Официальной версии нет, деталей никто не помнит.
Индустриальный историк Тим Скоренко (автор книги «Изобретено в СССР») предполагает — Чкалов купил их для отпуска, на море ездить: «В СССР долго не было доступа к такому предмету роскоши, как темные очки. Такие у нас стали делать, если я не ошибаюсь, только в 1962 году».
А мне кажется, что Валерия Павловича просто не устроило, как держат солнце в длительном перелете штатные летные очки — такие, как на фото Героя Советского Союза Ивана Доронина ниже.
Такая уж традиция сложилась — хорошее оборудование для подвигов русские военнослужащие покупают за свой счет.
На полюсе в июне солнце — круглосуточно. И настолько яркое, что северных охотников не спасают узкие глаза. Приходится ходить в «очках» особой арктической конструкции: просто пластинка и прорези в ней, отсекающие лишний свет.
А Чкалов — готовился к новым перелетам и продумывал детали.
Увы, не получилось — уже через полтора года он разбился. Камень на месте гибели летчика стоит недалеко от моего дома. Сейчас вот поставлю эту заметку и пойду к нему, погладить шершавый бок и вспомнить Чкалова. Фотографии принесу в комментарии.
Международная авиационная федерация в 1937-м не засчитала новый рекорд дальности, приписав Чкалову и компании «всего» 8582 км. Зато американский полярный исследователь Ричард Бэрд тогда заявил: «Эти полеты... во многом улучшат отношения между странами и послужат основой дальнейшего плодотворного сотрудничества и взаимопонимания».
Как говорили в моей школе: ага, да, конечно.
По теме: «Фанера над Евразией: полузабытый подвиг русских лётчиков»