О значении символов «Альфа и Омега», принятых в христианстве, написано многое. Толкований множество, но все они не создают впечатления целостности. Впечатление целого проявляется, если рассмотрение выстроено логически, когда понятно, что есть простое и единичное, а что сложное, состоящее из простого.
Наука о разумном построении суждений известна с глубокой древности. От того, как построено суждение, зависит умозаключение, вывод и его итог. Чтобы избежать ошибок, нужно мыслить правильно (логически).
Правильное суждение должно отталкиваться от причины, имеющей предметную основу, потому что сказано, что «если бы ни для чего из сущего не было бы причины, то не было бы [определенного] порядка вторичных и первичных [вещей], завершающих и завершаемых, упорядочивающих и упорядочиваемых, рождающих и рождаемых, действующих и претерпевающих действие, и не было бы знания чего-то сущего. В самом деле, узнавание причин есть дело знания. И мы тогда говорим, что доподлинно знаем, когда знаем причины сущего» [Прокл. Первоосновы теологии. Изд. группа «Прогресс», г. Москва, 1993 г. §11].
Символы «Альфа и Омега» содержат понятие. Как и каждое понятие, которое воспринимает человеческий разум, данное понятие имеет предметную основу. Предметная основа содержит Суть, которая имеет особое строение.
Строение Сути многоступенчато, и в ней всегда есть порождающее и порождаемое. Когда известно порождающее, всё порождаемое обретает смысл, и мы понимаем, в чём «причина сущего».
Если рассматривать то, что написано христианскими толкователями, и судить по тому, что написано, внятного ответа не получится, поскольку смысл написанного часто туманен и неясен.
Те, кто толкуют смысл Писаний, объясняют туманность изложения причастностью его к божественному смыслу, неподвластному человеческому разуму. Но если бы это было так, и божественное было бы непостижимо, то оно не имело бы смысла. Как не имеет смысла всё, что не может быть воспринято человеческим разумом. Отсутствие смысла делало бы написанное и сказанное бесполезным и ненужным.
Смысл понятий, созданных человеческим разумом, существует. Даже если утверждается, что этот смысл имеет «божественное происхождение», это только аллегория, и буквально принимать данное утверждение не стоит. Смысл начинается с простого предмета и через ряд превращений переходит в сложное понятие, которое вбирает в себя предметные образы и может быть рассмотрено и объяснено.
Толкования христианских символов часто овеяны мистическим туманом. Если при этом сложные понятия, являющиеся достижением разумного построения, переводятся в плоскость непостижимого (того, что лишено предметной связи), то толку не будет. И действительно, какой может быть толк у написанного, если разумное объяснение отсутствует?
Толкования, принятые в христианстве, приводятся без объяснения. Часто такие толкования представлены в виде догматов, т.е. истин, принимаемых в качестве аксиомы и не нуждающихся в доказательстве:
«А́льфа и Оме́га (греч. Α Ω) – имя Господа Иисуса Христа в Откровении св. Иоанна Богослова (Апокалипсисе)». «Именуя Себя Альфа и Омега, Иисус Христос раскрывает Свою Божественную природу. «Я есть» в обращении Иисуса Христа к Иоанну, а через него и ко всему человечеству, означает «Я и никто другой!» «Словами Альфа и Омега означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: Сущий, и прежде сущий, и конца не имеющий», – говорит Андрей Кесарийский. архиеп. Кесарии Каппадокийской (между 563 и 614 от Р.Х.)».
Таких «прописных истин» множество. Но такие «объяснения» приносят самому христианству только вред. Потому что ищущие в Вере разумную опору своей жизни таковой не находят.
Можно бесконечно долго рассуждать о том, почему Альфа – это первая буква, а Омега – последняя. Можно сравнивать написание букв с разными алфавитами, в которых подобная Альфе буква «первоначально обозначала быка и предполагала уход за рогатым скотом», а Омега обозначала «изобилие и богатство, апофеоз, удачное завершение дела». Можно увидеть в Альфе рога, а в Омеге – округлость. Можно сравнить Омегу с кругом, и тогда рога Альфы «превращаются» в циркуль, этот круг чертящий. Но всё это будут только гадания, куда и как приспособить предмет, назначение которого неизвестно, точно как в известной басне И.А. Крылова.
Но, если идти разумным путём и использовать ключи, то толк будет:
Знаками, на основании которых построено толкование, являются буквы, задуманные для использования в знаковой системе, предназначенной для производства и передачи смысла. Сказано, что «слова имеют божественное происхождение». Поэтому буквы, которыми написаны слова – это «Знаки божьего Завета», и они содержат в себе ключи, открывающие тайну происхождения Мира и Человека, Веры и Разума. Составными частями этих ключей являются описанные буквами слова, звуки и их строение, а также буквы и их написание, так как даже рисунок букв несёт в себе сокровенный «божественный смысл».
Буквы и тождественные им звуки имеют смысл, значение и символику. (См. статьи: «Устройство знаковой системы русского языка», «Значащие звуки и буквы русской азбуки», «Первичные смысловые начала (корнесловы) русского языка»).
Это качество букв теперь неизвестно, но рисунок, при ближайшем его рассмотрении, открывает соответствие символов букв символам «божественной Сути».
Рассмотрение букв русской азбуки, тождественных соответствующим звукам, открывает смысл символов, известных как «Альфа и Омега»:
Звук «А» имеет значение начала, точки отсчёта, единицы. Как видно из рисунка, изображающего букву «Аз» (рис. 1), значение звука «А» отождествлялось с мужским началом (имеющим значение единицы) и изображалось в виде мужского члена. Звук «О» имеет значение обобщения, завершения, определения. Как видно из рисунка, изображающего букву «Он» (рис. 2), значение звука «О» отождествлялось с женским началом и изображалось в виде женского лона и женской груди.
Крест, как символ, имеет четыре луча, которые соответствуют четырём Стихиям. Каждая Стихия неиссякаема и существует в непрерывном движении. Свойство непрерывного движения, а также неиссякаемого, вечного, божественного и совершенного описывает звук «Р», который в русской азбуке передавала буква «Рцы» (рис. 3).
Изображение креста со вписанной в крест буквой «Рцы» часто сочеталось с буквами русской азбуки «Аз» и «Он». Буква «Р» между «А» и «О» обозначала посредничество бога, и была знаком рождения и божественного происхождения Слова, в котором единое разделено на две части, что делает слово умопостигаемым (Логос (Слово) есть единство противоположностей и системообразующая связь. Гераклит).
Писание повествует об Адаме (первое Слово божье) и его Жене (Жизнь Адама), мужчине и женщине, мужском и женском начале, о слове и обобщении его значения. Единичные значения звуков, будучи обобщёнными, рождают содержательное значение слова. Содержание слова – это чадо обобщения единичных значений звуков. Рождение содержания слов подобно рождению дитя человеческого мужчиной и женщиной.
В Писании же сказано: «И жене рече: оумножая оумножу печали твоя: в болезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будетъ» [Библиа Ветхаго завета, Синодальная типография, С-Пб, 1901 г., Кн.1. Гл.3. стр.12]. (И жене сказал: умножая умножу печали твои: в болезнях родишь детей, и к мужу твоему обращение твоё, и только тобою обладать будет).
Слова рождены долговременным умствованием, которое даётся трудом. Об этом говорят слова: умножая умножу печали твои. Слова состоят из звуков. Обобщение значения нового слова даётся обращением к коренному значению каждого звука. В Писании об этом говорят слова об обращении жены к мужу. Обобщение значения нового слова всегда болезненно, как болезненно рождение нового чада человеческого. Слова о муже: и только тобою обладать будет, – говорят о единственности коренного значения звука.
И снова мы видим подтверждение того, что наращение Сути происходит подобно: от единого разделение надвое (Адам и Жена его, Жизнь Адама), противопоставление одного другому (мужчина и женщина), исхождение во множество (рождение детей) и схождение воедино (обращение жены к мужу), т.к. объединение женского и мужского начал имело значение единицы. А всё сложное, исходящее во множество, подчинено одному закону и состоит из единичностей. Эти единичности составляют суть явлений и, образуя множества, имеют между собою множество связей, объединяющих в целое. Такова божественная Природа и божественный Разум.
О значении символа единицы известно из «Науки чисел» Пифагора. Эта наука была целостным учением о сущности мироздания, в котором собственно науки были только частью. Числа были символами «божественного устройства» мира, в котором «Бог, Неразделимая Сущность, имеет Своим Числом Единицу, Которая содержит в Себе Безконечность, Своим Именем – Имя Отца, Создателя, или Вечно-Мужское, Своим Знаком – Живой Огонь, Символ Духа, в Котором Сущность всего» [Эдуард Шюре. Пер. с франц. Е. Писаревой. Великие Посвященные. Очерки эзотеризма религий. Книга шестая. Пифагор (Дельфийские Мистерии). Второе исправленное издание. Калуга. Типография Губернской Земской Управы, 1914 г.]. Единица была Первым из всех Начал.
Единицу Пифагор называл монадой, самодвижущимся, нераздельным и непроявленным вселенским Разумом. Разум, проявившийся в монаде, – единый, вечный и неизменный, скрытый в многообразии воплощений, имел мужское начало. Единый Разум содержал в себе оба начала, мужское и женское. Разделяясь, он противопоставлял одно другому, а единое начало давало вещам единую суть, меру и смысл: тот «Смысл вещей, посредством Котораго Душа участвует в Разуме Единаго» [Эд. Шюре. Пер. с франц. Пифагор (Дельфийские Мистерии). Калуга. 1914 г.]. Единое изображает Сущность Бога. Разделение и Двойственность – Его Производительное Свойство.
Если подвести итог сказанному, то о значении Символа «Альфа и Омега» можно сказать совершенно определённо:
Единый символ, разделённый на Два, является символом божественной Природы, или Природы всего разумного. Потому что о Боге сказано, что это то, что «создаёт и устрояет мир, даёт вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон».
Возникновение символа нельзя отнести ко времени возникновения христианства, поскольку создание символа отстоит от христианства на тысячи лет и восходит ко времени сотворения Міра (создания человеческой цивилизации). Поэтому в христианстве этот символ не объясняется, а только отождествляется.
Символ «Альфа и Омега» отражает Природу Разума (Природу божественного), того, что стало основой сотворённого Міра. Природа божественного имеет строение, в котором: «Бог двойствен: неразделимая Сущность и разделимая Субстанция; Начало Мужское, активное, животворящее, и Начало Женское, пассивное, или пластическая Живая Материя. Диада представляет, таким образом, Слияние Вечно-Мужскаго и Вечно-Женскаго в Боге, Два основныя Божественныя Свойства. Монада изображает Сущность Бога. Диада – Его Производительное Свойство. Последнее вызывает к Жизни Вселенную, Это – видимое Раскрывание Бога в пространстве и в времени» [Эд. Шюре. Пер. с франц. Пифагор (Дельфийские Мистерии). Калуга. 1914 г.].
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.
#корнеслов #православие #русский #русский мир #природа разума #христианство
Автор: Лыкин И.Л.
© И. Л. Лыкин