Может быть, вы в курсе, что в 2013 году Священный Синод Русской православной церкви принял документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»».
В этом документе чиновники от церкви подчеркнули недопустимость использования технологии, при которой женщина вынашивает ребенка, не родного себе по крови, с тем, чтобы передать его потом людям, которые естественным образом родить ребенка не имеют возможности.
Авторы документа указали, что «Сам термин «суррогатное материнство» указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания. Соответствующая практика является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор».
Также Синод напомнил всем, что ребенок не отвечает за грехи родителей и не виноват в том, что родился таким оригинальным образом при помощи нового слова в науке - репродуктивной технологии. Такая технология осуждена Церковью. Но несмотря на это, такой ребенок МОЖЕТ быть крещен - по вере родителей и крёстных (говоря обычным языком, на языке церкви - восприемников).
Однако есть одно НО - непреодолимое препятствие, когда ребенок НЕ БУДЕТ КРЕЩЕН, а именно: если родители и крёстные не покаялись в том, что так или иначе приняли участие в реализации своего греховного помысла и выражают согласие "с совершившимся греховным деянием".
Почему не будет крещен такой ребенок? Потому что если его близкие не покаялись в этом деянии (рождении ребенка таким образом), в этом случае "о христианском воспитании речь идти не может".
И далее: "Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца – его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой».
Можно ли будет такому ребенку креститься позже? Да, можно, когда он вырастет и сам решит креститься.
А что если священник окрестит ребенка без покаяния его близких? Тогда он будет наказан.
В каких случаях священник не будет наказан? Если ребенку грозит смертельная опасность. Тогда его можно крестить вне зависимости от обстоятельств его рождения.
Позволим себе сделать пару выводов:
- Исходя из запрета на крещение, получается, что вообще без разницы - будет крещён какой-либо ребёнок или нет. Люди стремятся побыстрее крестить младенца, потому что крещение якобы защищает ребенка от чего-то ужасного, что может с ним случиться либо при жизни либо после смерти. Но по церковным понятиям это не так. Никакому младенцу до совершенных в сознательном возрасте грехов не вменится в вину никакие совершенные над ним действия, в том числе и отсутствие крещения. Отношение к крещению как к обряду защиты от сил зла - языческое отношение к Богу и Его силе. Креститься надо в сознательном возрасте, вполне понимая, что ты делаешь и зачем. Но в нашей традиции повелось крестить ребенка очень рано, особенно старались крестить пораньше до 20 века, когда смерти младенцев были очень часты. А почему так? Потому что считалось, что некрещеный новорожденный попадает в ад. Ну или туда, где нет рая.
Раннехристианский писатель Тертуллиан считал: "Полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Пусть они приходят, когда повзрослеют. Пусть станут христианами, когда могут познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов?".
Да не за отпущением грехов мы все спешим крестить детей, а из соображений бытовых магических понятий: крестил - значит, защитил.
А вот что сказал святитель Феофан Затворник:
"А дети - все ангелы Божии. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!"
Поэтому, как считает православный профессор А.И.Осипов, утверждение, что некрещеные младенцы погибнут, не выдерживает никакой критики. Эту мысль поселило в умах христиан средневековое католическое богословие. Так что не надо беспокоиться о судьбе младенцев
- Исходя из пункта первого, запрет на крещение ребенка - дисциплинарная мера, чтобы близкие такого ребенка и другие люди не считали, что можно обойти мнение православной церкви о суррогатном материнстве. Если бы это не была только дисциплинарная мера, если бы это был такой серьезный запрет, когда отсутствие крещения сказалось бы на судьбе ребенка, отказ в крещение младенца в православной церкви было бы чудовищным.
Но всё гораздо лучше, чем выглядит.
И всё же что-то в этом решении не даёт спокойно забыть эту тему. Чтобы объяснить свою мысль, зайдем с другой стороны: не является ли грехом с точки зрения религии лечение? Ведь это вмешательство в логический ход жизни человека! Особенно это касается взрослых, ведущих неправильный образ жизни: вот человек пил всю жизнь и очень много, потом инсульт, - и его лечат, стараются поставить на ноги. Или так: слишком много ел и нажил себе миллион болезней: его снова лечат, стараются вернуть к нормальной жизни. Или даже так: требуется пересадка почки, печени и даже сердца. Пересаживают! И стараются вернуть к жизни. Такое мощнейшее вмешательство в божественное произволение о человеке не есть грех? Разве возвращение к жизни, сама жизнь - может стать греховным актом, грехом?
Исходя из положений документа об отношении православной церкви к суррогатному материнству, получается, что рождение ребенка таким способом - это грех. И в этом грехе родителям надо покаяться, - в документе это требование звучит чётко.
Выходит, что рождение человека может быть греховным?
И в данном случае рождение человека трактуется не как часть Божественного замысла. Извините, но так получается логически.
А мы знаем, что человеческая логика и Божественная логика не совпадают. Жаль, что наша церковь руководствуется логикой человеческой. Мы не будем сожалеть о бедных, лишенных крещения детях, потому что они не пострадают без крещения, они крестятся позже, если захотят. Больше жаль авторов этого документа, которые не ведают, что творят. Если по пунктам, то:
- гонят из церкви детей, родившихся нестандартным образом, их родителей и других близких этой семьи
- вмешиваются в личную жизнь
- не понимают, что суррогатное материнство не имеет никакого отношения к греху, потому что ничему не противоречит: в этой логике можно утверждать, что кормилица - тоже суррогатная мать, которая встает между матерью и ребенком и ее тело тоже можно сравнить если не с инкубатором, то с системой жизнеобеспечения чужого ребенка
О чем вообще мы здесь ведем речь? Об осмысленности. Хочется видеть больше ума и благородства, сознательности и глубокого милосердия, даже снисхождения к некоторым слабостям людей. Если можно назвать слабостью желание иметь ребенка. Ну скажите, почему лечиться от бесплодия можно, ездить по монастырям, вымаливая перед иконами желанную беременность, можно, а воспользоваться достижениями науки - нельзя?
Между прочим, давно заметили, что бездетная девушка часто беременеет, если берет на руки чужих детей либо даже просто запеленутую куклу. Это подтвержденный факт. Либо беременеет своим, когда усыновит чужого. Это психология. Человек представляет себя мамой, делается мамой - и становится уже настоящей мамой. Так бывает. Хорошо, что жизнь гораздо масштабней и шире, чем сознание некоторых религиозных чиновников.