Найти тему
Елена Денежная

Что такое анаколуф, или ещё раз о грамотности (но не финансовой)

"позвонив по номеру техподдержки, мне сообщили, что моя карта просрочена..."
"подав заявку на кредит, банк одобрил мне 50 тысяч..."
"погасив кредит, мне тут же предложили новый..."

Вас ничего не смущает в этих фразах? Если смущает, то вы - наш человек! Это очень распространенная ошибка, называется она Анаколу́ф — риторическая фигура, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении.

Самый распространенный пример из классической литературы
Самый распространенный пример из классической литературы

При всём своём трепетном отношении к русскому языку я могу простить неправильное написание -тся и -ться, отсутствие мягкого знака в глаголах, оканчивающихся шипящим (ты спиш?) и многие мелочи.

Но бывают ошибки, которые меняют смысл фразы. Пример с неправильным употреблением деепричастий иллюстрирует одну из них.

Итак, существуют глаголы и деепричастия. Глагол означает основное действие, деепричастие - добавочное. Деепричастие само по себе не может существовать, а глагол - вполне. Например:

Я похудела на 10 килограмм.

Видите, глагол находится на своем месте. Предложение имеет законченный смысл. А вот пример с деепричастием:

Отказавшись от фастфуда, я похудела на 10 килограмм.

В данном примере деепричастие - "отказавшись". Оно добавочное к глаголу. Его можно безболезненно убрать из предложения (и тогда останется первый пример), а вот глагол убрать нельзя: получится катавасия.

Можно лишь написать: "Я отказалась от фастфуда", но это будет уже совершенно иное предложение, где деепричастие становится глаголом.

Ну а теперь я перехожу к сути. Глагол означает основное, а деепричастие - добавочное действие. Но объект этого действия (подлежащее) всегда один.

Я похудела! Я отказалась от фастфуда! Я, а не кто-то другой!

Но что мы видим в приведённых в начале статьи примерах?

"позвонив по номеру техподдержки, мне сообщили, что моя карта просрочена..."

Кто-то позвонил по номеру техподдержки и говорил со мной? Я что, работаю в техподдержке? Нет, конечно! Это я звонила и... вот тут, по нормам русского языка, должно быть действие, совершаемое мной, а не оператором техподдержки. Например," я узнала, что моя карта просрочена". Тогда фраза читалась бы легко и воспринималась естественно.

Перейдем к другому примеру:

"подав заявку на кредит, банк одобрил мне 50 тысяч..."

Ну это вообще из ряда вон. Сами подали, сами же и одобрили. А может, это был не банк, а мошенник?

А ведь можно написать проще: "Я подала заявку на кредит, и мне одобрили 50 тысяч". То есть, Я - подала, а БАНК- одобрил.

А последний пример даже с юмором:

"погасив кредит, мне тут же предложили новый..."

Ну что тут сказать? Разве что спасибо. Спасибо незнакомым людям, что погасили мой кредит! Ах, вы не это имели в виду? Ну так выражаться нужно понятнее.

Особенно печально, что подобная ошибка встречается даже в СМИ. Настолько она распространена. Например, один новостной паблик написал о случае мошенничества. И дело обстояло так, будто "оплатив заказ, продавец перестал выходить на связь".

Вот и вопрос, кто, кому и за что оплатил.

Всем спасибо за внимание! Берегите речь и уважайте Великий и могучий!

-2
Я запрещаю вам указывать на мои ашибки! Если вы видите в моем тексте орфографические ошибки - даже не думайте мне на них указывать! Я и без вас разберусь, как мне писать. Что написано пером, не вырубишь топором (а о том, что статью можно отредактировать и после публикации, даже не смейте намекать). И вообще! Вам смысл статьи интересен или вы тут ошибки выискивате? В бан! Все в бан! Может, я…
Елена Денежная23 июня 2022